О судьбе региональной государственной молодежной политики
28.10.14
Михаил Курашин
Вице-спикер Кировского ОЗС
Последние несколько недель одной из прорабатываемых тем вновь была реализация молодежной политики в нашей области. Высвечивание актуальности этого вопроса было обсуловлено несколькими мотивами и причинами.
Одна из них - появление разговоров о том, что управление по делам молодежи будет присоединено к департаменту образования в рамках проводящейся реорганизации Правительства области.
Другие причины имеют федеральный оттенок - разработка проекта федеральной стратегии молодежной политики и обсуждение проекта федерального закона о молодежке, разработанного Самарской думой.
Начну, пожалуй, с них. Еще в августе мне на глаза попался проект федерального закона о молодежной политике, разработанного самарскими коллегами. Думаю, что на самом деле, законопроект разработан чем-то наподобие "молодежного парламента", а уже потом депутаты решили его обсудить. Сложно понять, чем руководствовались разработчики данного документа, но всю государственную молодежную политику они свели лишь к проговариванию того, как молодые люди могут попадать в систему органов власти и самоуправления. Нет многого - нет поддержки молодых семей, нет жилищных программ, нет патриотического воспитания и т.д.. То есть, как аргументируют авторы идеи, законопроект охватывает только "активную молодежь, желающую принимать участие в управлении".
Проработав законопроект я дал отрицательную оценку. Знаю, что такое же мнение о законопроекте было и у специалистов управления по делам молодежи. Правда, в письменной виде они дали такой замысловатый ответ, что теперь уже и мне непонятна их позиция...
Проект федеральной стратегии - более системный и полный документ. Однако, сравнивая его со стратегией, принятой в 2006 году, мне кажется, что документ больше потерял, чем приобрел. Если в стратегии 2006 г. была понятна структура, приоритеты, показатели, то в новом проекте вновь все расплывчато и без конкретики. Хотя мне понравилась цель - максимальное использование потенциала молодежи (правда, непонятно какого и где).
В общем, федеральные идеи вновь неконкретизированы и, как следствие, мало адаптированы к потребностям региона. Исходя из этого, думаю, что скажу правильную мысль - нам не нужен федеральный закон и стратегия, а необходимо сосредоточиться на совершенствовании региональной нормативной базы и структуры реализации ГМП.
И вот тут переходим ко второй части - региональной. К сожалению, сегодня у руководителя управления по делам молодежи я не увидел стремления что-то создать или реорганизовать с целью поиска смыслов и качественности в реализации мероприятий ГМП. Обычное администрирование с элементами непринятия ничего нового.
Об этом мы с ним говорили не раз. Об этом с ним говорили и члены Общественной палаты, которые посвятили практически месяц на то, чтобы разобраться с тем, как реализуется ГМП. Об этом говорили и депутаты Заксобрания, заслушивая начальника УДМ на одном из заседаний социального комитета.
Да, сегодня главная проблема управления - кадровая. Не то, чтобы кадры не соответствовали задачам, а их попросту нет. Во Дворце молодежи постепенно процесс формирование коллектива идет (именно коллектива, а не команды, так как об этом говорить еще рано) и, как результат, активность Дворца повысилась и, оказалось, что выбить деньги на ремонт Дворца вполне можно.
В самом УДМ кадровых подвижек не видно, как и не видно работы по разработке предложений, механизмов и методик того, чтобы сделать молодежку результативной и эффективной.
Конечно, для кого-то присоеднинение управления к образованию выход, который позволит устранить неэффективную структуру и, тем самым, приведет к экономии бюджетных средств, ресурсов и усердий.
Но задачи, которые стоят в области перед молодежью никто не отменяет. Необходимо, чтобы молодежь профессионально росла и реализовывалась у себя на территориях, необходимо, чтобы молодые люди меняли демографическую ситуацию в регионе, необходимо, чтобы молодые граждане начали отдавать предпочтение жизни в Кировской области вместо других регионов и т.п.. И решение этих задач находится не только в плоскости образования, а выходит далеко за его пределы. И отказаться от решения этих задач нельзя - без них никакие программы и стратегии развития региона просто не нужны.
Что же будет с молодежкой дальше? Разговаривая с специалистами и экспертами в этой сфере, четко понимаю, что без "революционных" действий не будет результата.
Версий звучит немало. Наиболее простая - спокойно присоединить к образованию и ждать. При всем уважении к образованию, не думаю, что молодежная политика уйдет дальше образовательно-воспитательной работы.
Другой вариант - заменить начальника при сохранении места управления в структуре. Конечно, более продуктивный выход. Но не думаю, что стоит очередь желающих профессионалов на место начальника. А карьеристов, прожектеров и прочих желающих для этого варианта не нужно.
Третий вариант - сконцентрировать в управлении все вопросы, касающиеся профессионального развития, трудового участия и демографии и, может быть, придать статус департамента. На мой взгляд, путь наиболее перспективный, но нужно решить как кадровые вопросы, так и сформулировать то, что назвали "региональным заказом" на молодежь и передать все полномочия по работе с молодежью не только между ведомствами, но и с муниципального уровня.
Скоро мы узнаем, по какому же пути пойдет новое Правительство области. А уже из этого будет понятно и то, что же ждут от молодежи в нашем регионе.
Источник