Евгений Дрогов
Директор издательства "О-Краткое", председатель Союза журналистов России в Кировской области
На этой неделе обнаружил в архиве интересное мнение о школе за 1897 год:
«Чему научает гимназия своего ученика?
Всему и почти ничему. Потому именно почти ничему, что всему.
Господа педагоги говорят, что они и не задаются целью снабдить ученика средней общеобразовательной школы познаниями, а главным образом «учат его учиться» и развивают способность мышления изучением грамматики древних языков.
Если вселить отвращение к древним языкам, то есть к изучаемому предмету, на языке господ педагогов значит «научит учиться», то нужно признаться, что такой науке они обучают учеников в совершенно достаточной степени.
С одной стороны учитель, дурно оплаченный, переутомленный и раздраженный, составляет бесчисленные ведомости для высшего начальства, которое ему ни в чем не верит, а потому тщится уконтролировать каждый его шаг при помощи различных ведомостей.
Не только ни малейшего отступления от программы учителю не дозволено, но и на руководство своих учеников он не имеет право. Одним словом его достоинство оскорблено и унижено так, как разве оскорбляют и унижают достоинство почтового старосты.
С другой стороны ученик, с которым все начальники формально вежливы, но до затруднений и мучений которого никому нет дела.
Что выносит ученик из такой школы?
Слабое зрение, атрофированную мускулатуру, плохую кровь, расстроенную нервную систему, дурные манеры и физическую неловкость, обрывки разносторонних ничем не связанных и поверхностных познаний, весьма плохое знание русского языка и истории, а главное, как венец всего, — значительную долю пессимизма».
Цитировано по газете «Вятский край», 1897, 20 сентября, с.1.
Это же самое касается сегодня и нашей высшей школы.
Разве не вечный вопрос? Но пытаются ли его решить и нужно ли его решение чиновникам от образования?
Александр Рашковский, 26 марта 2014 года.