Тему «дымки» на последнем заседании градсовета
поднял глава горадминистрации Илья Шульгин. Архитекторы его поддержали. Клуб маркетологов, затеявший проект по нанесению на дома дымковских узоров, по их словам, даже не спросил специалистов. Они, к слову, его бы не одобрили.
Все «дымковские» дома Илье Шульгину хочется закрасить белой краской, потому что они напоминают учебник анатомии. За такое оскорбительное по отношению к народному промыслу высказывание
блогер Лев Соломатов предложил Шульгину извиниться и подать в отставку. Но сити-менеджер уверен: «Дымковская роспись должна быть только в дымке» (игрушке).
Журналист, филолог Леонид Клейн, который приезжал в Киров с лекцией, готов с этим поспорить:
- Ну в таком случае давайте запретим красить в цвета российского флага все, кроме российского флага, по этой логике. Давайте отменим бренд «Аэрофлота». Это вообще не аргумент. И мне кажется, что чем больше света и цвета, тем лучше. Иосиф Бродский говорил, что самое ужасное в советской власти было - серость. Серые пальто, серые игрушки... Не было яркости. Поэтому мне кажется, что если есть желание и какие-то средства выделяются на то, чтобы раскрасить — мы же не можем снести эти девятиэтажки, а покрасить можем — мне кажется, это прекрасно.
Как гость города Клейн отмечает, что «дымковские» дома интересны приезжим. Такого эффекта и планировали добиться авторы проекта «Раскрасим Киров в дымку». В результате он попал на один их крупнейших сайтов о путешествиях TripAdvisor, как архитектурная достопримечательность. А авторы идеи
получили премию «Серебряный лучник». Но это, по мнению Шульгина, страшно, потому что убеждает людей в том, что они делают все правильно. Кировский
художник Василий Кононов-Гредин, к слову, высказывает сомнения в правильности других подходов в преображении города:
- Это гораздо лучше, чем то, что считается в Кирове нормой — украшение всех домов «туалетной плиткой». Ей все здания пытаются забить, что «Глобусы», что какие-то учебные заведения. Пусть продолжают, может, меньше домов в плитке будет. Как художнику мне кажется, что Киров росписью не испортить. У нас достаточно серый город и 20 домов из нескольких тысяч, раскрашенные ярко, никому не повредят. Не будет никакого перебора. Мне кажется весь город надо просто раскрасить дымкой, чтобы уж успокоиться.
И в шутке своей Кононов-Гредин, пожалуй, не далек от реальности. Где только уже не используют дымку! В нее покрасили остановки,
киоски для сбора отсортированных отходов, нанесли на крышки
канализационных люков и на этикетку
туалетной бумаги.
Два года назад спасти дымкой от серости
предлагал губернатор Игорь Васильев даже здание правительства. Осуществить идею предложил сначала не красками, а с помощью проекторов.
Кировские активисты разрисовывали дымкой
ямы на кировских дорогах, чтобы привлечь в ним внимание. Дымкой же пытался
обратить внимание властей фотограф Илья Балабанов на проблему мусорных завалов на контейнерных площадках. В его коллаже в орнаменте местного промысла оказались переполненные мусорные баки, стоящие среди Театральной площади.
На «туалетную» плитку коллажей пока нет. Но и к ней, заметим для справедливости, можно относиться по-разному. Ту, что на фасаде ТЦ «Баско» Шульгин, например, назвал «цветовым экстремизмом», а ту, которой отреставрировали авиационный техникум, одобрил. И сказал, что бело-голубое здание в плитке в любом случае лучше обшарпанного. К единому мнению в вопросе ярких фасадов, отмечает,
вице-спикер ОЗС от ЛДПР Владимир Костин, не прийти, да и стоит ли:
- У меня один комментарий — вкусовщина. Те кто «за», занимается вкусовщиной, доказывая, что это хорошо. Те кто против — вкусовщиной, потому что им это не нравится. Мы же слышали это слово по «Баско», когда говорили про это - «вкусовщина». В частности по цветовому экстремизму — это мнение одного человека. Так ли много у нас вещей, которыми мы можем гордиться, которые нашу какую-то принадлежность характеризуют? Дымка — одно из них. И появление этих узоров для многих было ориентиром: да, у нас есть, как принято сейчас говорить, бренд.
В оппозиции и в этом вопросе оказался Владимир Костин представителю «Единой России» и другому вице-спикеру ОЗС.
Роман Титов отмечает, что во мнении расходится даже с членами своей семьи:
- Хорошо, наверное, раскрашивать трансформаторные будки, но когда это начинает продвигаться, что «вот у нас бренд», мы там 4 дома раскрасили. Где здесь бренд? Чей это бренд? Это не бренд Кировской области, это бренд конкретных людей. Давайте эти люди будут наносить этот бренд на упаковки товаров, за которые они отвечают. Они маркетологи, они отвечают за сбыт. Я считаю, что этому эксперименту пора положить конец. Дома не надо перекрашивать, пусть они будут, как будут, но красить мост, устанавливать игрушки дымковские со стороны Стрижей для гостей города - этого делать не надо.
Проект «Раскрасим Киров в дымку», к слову, после получения премии затих. Его группа во Вконтакте не пополняется новостями с марта. Не поднимается тема и росписи в дымку Старого моста, хотя в 2016 году авторы заявляли, что нашли на это 4 миллиона рублей. А еще приводили результаты опроса, из которых следует, что 93% кировчан поддерживают проект. Правда, судя по комментариям в соцсетях, жителям Кирова хотелось бы, чтоб деньги на это брали не
из городской казны.
Отметим, начиная с 2014 года клуб маркетологов привлек бюджетные и спонсорские деньги и разрисовал в дымку стелу на въезде в Киров, вход в парк имени Кирова, девятиэтажки на Комсомольской, гостиницу «Спутник», дом на перекрестке Казанской и Профсоюзной. Всего в планах было раскрасить к 650-летию города 30 объектов. В Советске клуб маркетологов предлагал
стилизовать дома под кукарское кружево.