С 1 августа в силу вступают поправки в закон «Об информации». Теперь блоги с ежедневной аудиторий свыше 3 тысяч человек приравниваются к СМИ. В результате владелец сайта или страницы несет такую же ответственность за информацию, как и журналист.
Авторам интернет-дневников теперь придется тщательней следить за информацией, которая размещена у них на странице или сайте. Иначе их может ждать штраф: до 30 тысяч рублей для физических лиц и до 300 тысяч – для юридических. В частности, речь идет об информации экстремистского характера. Юрист Ян Чеботарев слабо верит в то, что закон будет исполняться:
- Я с трудом могу себе представить какую-то специальную государственную службу, которая будет за наш с вами счет сидеть и смотреть: сколько посетителей было на моей страничке в сети интернет. Ну, кто
проконтролирует мой блог, что это я его веду. Я знаю, что в сети есть масса блогов, которые ведутся от имени Путина, Ленина, Сталина и даже Гитлера. Это что, отдельная служба ФСБ дублирующая будет разбираться: кто ведет этот блог? Ну, это же детский сад. Я думаю, что у государства есть гораздо более важные вещи, куда имеет смысл прикладывать свои усилия, нежели контролировать каждого блогера, который заходит в сеть.
Помимо вопроса регулирования, Чеботарев не понимает, как именно будут считать пользователей, зашедших в блог. Он называет поправки в закон абсурдными и не беспокоится по их поводу:
- Мне все равно: сделают меня по закону средством массовой информации, мой блог на facebook, или нет. Я пишу, общаюсь с друзьями, но не для того, чтобы оказывать какое-то влияние на политику государства, а с тем, чтобы просто обмениваться информацией с людьми, с которыми мне приятно общаться. В связи с чем меня должны в этом ограничивать? Ну, ходит ко мне 3-4-5 тысяч человек к день, например.
В случае необходимости Чеботарев готов размещать свои записи на платформе СМИ. Так же готов поступить и депутат областного Заксобрания Михаил Курашин:
- В том числе и «Эхо», и ряд других наших печатных изданий меня приглашают, предлагают высказать свое мнение, описать. Такая практика есть повсеместно. Поэтому я думаю, что больших каких-то затруднений у меня не возникнет с точки зрения выражения мыслей.
Вопросы к поправкам в закон имеются и у члена Общественной палаты Николая Пихтина. Так, ему непонятно — какую именно страницу можно назвать блогом:
- Написано интересно в законе: «страница, где размещена публичная информация». Допустим, фирма продает мед, они сделали страницу, там публичная информация, что продают мед. Если у них свыше 3 тысяч посетителей, они что, блогерами становятся? По закону получается, что да.
Большинству блогеров не стоит беспокоиться, считает Пихтин, так как наказание будет применяться избирательно, к конкретным пользователям, неугодных властям. При всем при этом, закон можно обойти:
- Топовым блогерам я писал, они согласны полностью в том, что, допустим, есть Варфоломеев, он запросто может взять и сделать эти записи доступными только для подписчиков, плюс информацию ставить не публично доступной. Плюсом можно аккаунт разделить: Варфоломеев 1, 2, 3, 5 ,10 и так далее. Я говорю, это все понимают, это будет выборочно, аля Навальный - что раз и закрыли на основании этого.
Историк Антон Касанов также не видит смысла в новых поправках, а в частности, приравнивании блога к СМИ:
- На мой взгляд этот закон был принят на волне подавления такого, достаточно тотального контроля над интернетом, который мешает в определенном роде осуществлять определенные действия некоторым руководящим органам. В данной ситуации блогеры - люди, которые очень много пишут, рефлексируют на какие-то важные общественно-политические темы, они будут просто переходить из площадки ЖЖ и блогов туда, где этот закон сложно контролировать, то есть facebook.
Сам Касанов считает, что лично его закон никак не коснется:
- Есть люди, которые занимаются концептуальным развитием своего блога, получают за это деньги, ведут коммерческую деятельность. Я думаю, что это в первую очередь коснется их, в принципе, имена этих людей достаточно известны. То, что касается региональных блогеров, я думаю, что здесь им особо, может быть, и не стоит что-то предпринимать.
По словам пресс-секретаря Роскомнадзора Вадима Ампелонского, блогер необязательно должен находиться в России. Норма будет распространяться на всех, «кто пишет на русском языке и для российской аудитории». Каким образом Роскомнадзор планирует обеспечивать закон за рубежом, в ведомстве не уточняют. По словам Ампелонского, это станет ясно на практике.
Отметим, в подведомственном Роскомнадзору предприятии «Главный радиочастотный центр» был создан специальный департамент. В его штате 14 человек, которые будут мониторить блоги, следить за статистикой, рассылать уведомления о включении в реестр и взаимодействовать с оперативно-разыскными органами.