В списке не значится
- Обязательно напишите, какая Лиза у нас симпатичная девочка. У нас все детки красивые, но Лиза - особенно, - напутствует меня директор Сосновской школы-интерната Татьяна Федоровна, усаживая Лизу на диван в учительской и заботливо поправляя ее белые банты. Она, конечно, говорит это не мне, а скорее Лизе, чтобы как-то подбодрить девочку: Ребята, истории которых мы сегодня должны услышать, ждали нас целый день и очень переживали, но больше всего волновалась 10-летняя Лиза. Она наряжалась, заплеталась и готовилась. А теперь, усевшись на краешек учительского дивана, замерла, вытянулась вся, как струночка, и пытается найти правильные слова. Слова для будущих родителей.
Кто такие «родители» Лиза, конечно, знает. У нее были и мама, и папа, только теперь папа умер, а мама лишена родительских прав, и уже год как от нее нет никаких вестей. На вопрос «есть ли у тебя родные», Лиза отвечает: «Есть: бабушка, дедушка и брат». Мамы в этом списке не значится. Бабушка какое-то время опекала Лизу, но возраст взял свое - здоровье пошатнулось. 20-летний брат Лизы — Никита Сергеевич — от опеки тоже отказался. Так судьба Лизы оказалась в руках государства.
«Очень хорошая девочка»
- Сюда я попала 1 июля 2013 года. Приехала из Омутнинска, - рассказывает девочка. - Я здесь уже полгода, и мне здесь нравится. Нравится, что тут хорошие учителя, воспитатели, директор.
Вот только за полгода никто из родственников не звонил, не интересовался ни здоровьем девочки, ни ее успехами в школе-интернате.
- Обычно, если есть родственники, они сразу звонят, спрашивают, как себя чувствует ребенок, как у него дела, когда можно будет его навестить, - объясняет директор Татьяна Федоровна, пока Лиза не слышит разговор взрослых. - Нам даже приходится первое время их немного сдерживать, объяснять, что ребятам нужно время, чтобы привыкнуть, и не стоит их часто беспокоить.
- Но судьбой Лизы никто не интересуется. Никто. Девочка одна... - продолжает Наталья Васильевна. - У нас ребята в интернате, в основном, живут семьями, почти у всех есть браться и сестры, есть родственники «во внешнем мире». А у Лизы никого нет.
- А девочка - хо-ро-ша-я, - директор особо подчеркивает последнее слово.
Дальше цепочкой льются эпитеты: добрая, общительная, веселая... К интернату привыкла быстро, влилась в коллектив «как тут и была», подружилась с ребятами, играет с ними, бегает на улице, как все дети, участвует во всех конкурсах, викторинах, концертах, и учится при этом неплохо. Летом старшие ребята идут работать в огород — поливают, пропалывают грядки — Лиза вместе с ними, хотя по возрасту вполне могла бы пока отдыхать. Надо помочь в дошкольной группе — Лиза и туда сбегает, кроватку заправит, волосы малышам заплетет. «Никаких проблем с ней нет, - резюмирует Наталья Валентиновна. - Включается в любую работу, не сидит, не скучает, никогда от нее не услышишь «этого не хочу», «это не буду». Очень открытая девочка».
- Очень хорошая девочка! — не устают повторять преподаватели хором.
«Буду врачом, как бабушка»
Лиза - «живой» и интересный ребенок. В этом нет никаких сомнений. В ее альбоме для рисования, например, - мир, полный красок: листопад, красивый корабль, мертвая царевна, «древнерусская девочка» «в адидасе» на мопеде с цветочками. Лиза хочет научиться вязать, любит физкультуру, математику, литературу, особенно книги о животных. Некоторых героев любимых книг Лиза даже видела в живую - например, лису и белку.
- А на крылечке у нас кошки живут, да? - помогает Лизе учитель Галина Анатольевна. - Бездомных нам постоянно подкидывают, а мы их первое время подкармливаем, потом хозяев им ищем — нельзя же кошек здесь держать.
- Я люблю кошек, я с ними дружу. И с ребятами дружу. Со всеми, кроме мальчиков, - говорит Лиза и забавно морщится. Обзываются они, мальчики-то, оказывается.
- А вот у нас был праздник урожая, мы песни пели, - продолжает Лиза, уже немного «оттаяв». Хотя все еще крепко держится руками за коленки. - Мы показывали сценку, в которой я играла ленивца.
- Так ты актриса!
- Да, - улыбается девочка смущенно.
- А кем ты хочешь стать? Ты думала об этом?
- Врачом, - ни секунды не сомневаясь, отвечает девочка. - У меня бабушка была врачом.
- Ты общаешься с бабушкой?
- Общаю... Общалась, - быстро поправляется Лиза. Последний раз они с бабушкой виделись летом, когда Лиза уезжала из Омутнинска в Сосновку.
- Ты хотела бы в семью?
- Да, - говорит девочка также не задумываясь. И добавляет: - У меня есть мечта - чтобы у меня появились новые родители.
Еще около часа мы вместе с учителями и другими детьми гуляем по школе. Воспитатели наперебой рассказывают, как их дети пробиваются в жизнь, показывают фотографии. Мы заглядываем в «дом» (дети живут классами, на один класс - отдельная «квартира» с двумя спальнями и игровой комнатой), где царит совершенно не свойственный обычным детям порядок. Все это время Лиза улыбается и крепко прижимается к Наталье Васильевне. Прямо сейчас она для нее - мама. А Лизе, и правда, нужна мама - чтобы любила, направляла и крепко держала за руку, когда Лизе страшно.
Если вы хотите, чтобы Лиза стала членом вашей семьи, всю необходимую информацию можно получить у главного специалиста - эксперта департамента образования Кировской области Татьяны Видякиной по номеру (8332) 38-16-14