ССК вверху

«Мама, папа, я здесь» от 21.11.13

28.11.13

Ведущие — Светлана Удельная, Владимир Сметанин

Гости — Светлана Иванова, Оксана Землянова

С. Удельная: Продолжается программа «Дневной разворот» в Кирове. Светлана Удельная, Владимир Сметанин.

В. Сметанин: Здравствуйте. Начинается второй час «Дневного разворота». Как было обещано, мы возвращаемся к нашей рубрике. Это не рубрика, а целый проект — «Мама, папа, я здесь».

С. Удельная: Это наш совместный проект с Департаментом образования и аппаратом главного федерального инспектора по Кировской области, а также с газетами «Источник новостей» и «Бизнес-новости».

В. Сметанин: В этой теме можно находить множество аспектов, нюансов. Сегодня мы выбрали такую тему: «Как не допустить возврата приемных детей в детские дома?». Это еще называется вторичным сиротством. Представляем наших гостей — Светлана Иванова, замдиректора детского дома «Надежда», специалист по работе с семьей и общественностью, и Оксана Землянова — педагог-психолог Кировского областного центра усыновления, опеки и попечительства. Добрый день.

С. Иванова: Добрый день.

О. Землянова: Здравствуйте.

С. Удельная: Я также хотела бы напомнить, что на нашем сайте echokirova.ru вы можете найти ссылку на проект «Мама, папа, я здесь», там истории детей. Также есть ссылка на видеопаспорт.

В. Сметанин: И, конечно же, нужно озвучить наши координаты: 708-502 — номер прямого эфира. Если у вас появятся вопросы и желание высказать свое мнение, то обязательно звоните или или пишите смс на номер 8-909-720-1010. Пишите и подписывайтесь.

С. Удельная: Обязательно.

В. Сметанин: Да, как говорит твой традиционный соведущий Игорь Рысев. Я бы читал, даже если бы не подписывались. Ну что, переходим к обсуждению? Задаем вопросы. Повторное сиротство — насколько частое это явление для нашего региона?

С. Удельная: Мы сейчас говорили до эфира, Володя, ты обозначил такую цифру — 30 тысяч детей.

В. Сметанин: 30 тысяч — да, это федеральные данные, причем не самые свежие, где-то 2010-2011 годов. 30 тысяч было за два года возвращено у нас в стране.

С. Удельная: Как у нас, в Кировской области?

О. Землянова: По Кировской области существуют такие данные: за 2012 год 80 детей, которые были возвращены из приемных, опекунских семей, 74 семьи отказались от выполнения своих обязанностей. За три квартала 2013 года 45 семей, 51 ребенок. Небольшая тенденция к снижению уровня отказов есть, правда, очень небольшая. Основные формы, от которых идет отказ — это опека и попечительство. В 2012 году — 60 семей, и в 2013 году — 29 семей. Приемная семья составляет и на 2012, и на 2013 год 17 семей.

С. Удельная: Вторичное сиротство — то есть, ребенок и так уже был в детском доме, у него появилась семья, и по каким-то причинам его вновь туда возвращают. То есть, это вторая сильная психологическая травма. Вы как раз ведете работу, чтобы этого не было.

С. Иванова: Действительно, мы ведем работу, которая связана с сопровождением приемных семей.

С. Удельная: Только приемная семья? Не усыновители, не опека — именно форма приемной семьи?

С. Иванова: В функциях работы детского дома находится сопровождение приемных семей города Кирова.

С. Удельная: Что вы делаете? Семья взяла ребенка, и вы начинаете свою работу. В чем она заключается?

С. Иванова: Эта форма работы очень многообразна. Выполняют ее педагоги-психологи, социальные педагоги. Она направлена на сохранение жизни ребенка в приемной семье, на его социализацию в обществе. Этот ребенок нуждается в поддержке не только родителей, но и всего общества. К сожалению, сегодня есть некоторые проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Чтобы их преодолеть, помочь родителям преодолеть их трудности, мы ведем сопровождение, которое предполагает и работу с родителями в виде консультаций, и сопровождение ребят в школьной деятельности. Наверное, интересной формой работы будет такая, как клуб приемных родителей, где приемные родители могут встретиться, поговорить на актуальные темы, поделиться опытом, понять, что не единственная проблема, которая их касается, проблема может быть и в других семьях, и, что самое главное, она решаема.

С. Удельная: Какие проблемы бывают, с чем приходят?

С. Иванова: Проблем очень много. Дети по разным причинам попадают в детский дом, но чаще всего это все-такт социально неблагополучная обстановка в своей семье.

С. Удельная: «Социальные сироты». И процент таких детей намного выше сейчас, чем тех, у кого действительно нет родителей.

С. Иванова: Если говорить про наш детский дом, то 93% — это «социальные сироты». Поэтому проблем много. Чаще всего это воровство, бродяжничество, агрессия, нежелание учиться. Причины могут быть разные, разобраться в них и помочь ребенку и родителю понять эти причины, решать их совместно с обществом, со школой — вот наша задача.

В. Сметанин: Насколько системно проводится эта работа?

С. Иванова: Она проводится системно.

С. Удельная: Давайте на примере. Представим, что есть семья, которая взяла ребеночка. Вы каждый день с ними созваниваетесь, или говорите, что если возникнут проблемы, то сразу приходите? Как это происходит?

С. Иванова: Прежде чем передавать ребенка в замещающую семью, при заключении договора в органах опеки и попечительства нашего город представляется служба сопровождения, которая может оказать эту работу. То есть, родители изначально знают, что есть такая служба, которая может им помочь. Даются контактные телефоны, адреса. За каждой семьей закрепляется специалист, педагог-психолог, который курирует эти семьи. На этапе адаптации ребенка в семье эти контакты наиболее часты. Мы сами интересуемся, выходим в учебные учреждения, наблюдаем, как идет адаптация ребенка. В зависимости от того, как происходит эта адаптация, от этого будут зависеть дальнейшие контакты. В плане сопровождения включается большой спектр работы: это и мониторинг за обучением и здоровьем детей, это и взаимодействие со школами и детскими садами, это совместные мероприятия детского дома и семей, которые воспитывают детей. Есть возможность увидеть, как растут наши ребята, получить консультацию не только педагога-психолога, может быть, даже логопеда, воспитателя, который воспитывал этого ребенка.

С. Удельная: Вы как раз работаете и с родителями, и с детьми?

О. Землянова: Хотелось бы отметить на тему профилактики. Профилактика начинается первоначально с того, что кандидаты, то есть, люди, которые изъявили желание принять ребенка на воспитание в свою семью, проходят специальную подготовку. На базе нашего центра организована школа подготовки приемных родителей и опекунов. То есть, это как раз начальный этап профилактики. На этом этапе человек осознает свое желание и свою готовность к тому, чтобы столкнуться с теми проблемами, которые мы ему определяем как те, которые могут возникнуть в связи с тем, что ребенок появится в семье.

С. Удельная: Когда школа появилась, сократилось количество людей, которых возвращают снова в детский дом?

В. Сметанин: Когда она появилась?

О. Землянова: Наш центр работает три года. Мне хотелось бы верить, что эта тенденция к снижению как раз связана с тем, что родители больше готовы к трудностям.

С. Удельная: Да, потому что это проговаривается еще на начальном этапе. Осознать, какие у тебя намерения, насколько это все серьезно. Что вы так осуждающе смотрите на меня, нет?

О. Землянова: Невозможно подготовиться ко всем проблемам, невозможно осветить и представить все проблемы, которые могут возникнуть, но самые частовстречаемые — да. Есть еще такая проблема с этой же стороны, что родители, хотя и представляют это, все равно есть такой момент, что с нами этого не случится. Может быть, в связи с этим они с проблемами все-таки сталкиваются.

С. Иванова: Конечно, я здесь полностью согласна со своей коллегой. Когда идет процесс обучения, очень многие граждане идеализируют образ ребенка. Они рисуют портрет, что мы хотим делать с ним, какого мы хотим вырастить ребенка, чем он будет заниматься, когда он вырастет. Не надо забывать, что у него есть своя судьба, свое предназначение здесь. Очень важно, чтобы родители поняли, что они должны помочь найти себя, должны помочь понять, что может этот ребенок, на что он способен и максимально помочь ему развить его способности — вот главная задача. Очень часто мы слышим слова, когда родители на этапах решения проблем, которые возникают, и в школе, и с поведением, и в семейных отношениях - «нас предупреждали, что будет сложно, но мы не думали, что так сложно».

В. Сметанин: Это правда, что зачастую будущие приемные родители выбирают ребенка по каким-то внешним признакам? Вот подходит на нас, и будет как наш ребенок, и будем принимать те же методы воспитания.

С. Иванова: Мне кажется, это естественное чувство любого человека. Думаю, мы бы тоже рассматривали из каких-то своих личных симпатий близкого человека, в том числе и ребенка. Да, такое мы наблюдаем, что чаще всего знаете как происходит: когда ребенок поживет полгода, год, а иногда и больше, то родители и ребенок начинают быть похожими друг на друга. Много фотографий тому доказательство — когда мы передаем ребенка в семью, а затем, через несколько лет, мы их видим все вместе на фотографиях, и как же они друг на друга похожи. Были случаи, когда на празднике встречались семьи — мы проводим эти праздники ежегодно. Это такие праздники, как «Мама, папа, я — спортивная семья», «Рождественские встречи», «День защиты детей», «День знаний». Так вот, идет наш малыш, которые когда-то жил в детском доме, и его приемный папа. Походка одинаковая — показатель эмоционального сближения ребенка и семьи.

С. Удельная: Родители, которые взяли детей, которые были здесь, у нас в студии - мы тоже с ними разговаривали на эти темы. Они говорили о том, что действительно: если ты берешь ребенка, то нужно быть готовым, что это большой труд. Не все это понимают. Что должно произойти, чтобы вернули ребенка обратно в детский дом? Почему это происходит? Это какая-то крайняя степень, получается?

С. Иванова: Если вопрос ко мне, то я бы хотела статистику по детскому дому сказать. Мы ведем сопровождение приемных семей города и знаем судьбы всех своих детей. За девять лет работы детского дома по передаче детей на семейное воспитание нам удалось устроить в семьи 382 ребенка, из них 66 детей вернулись в родную семью, а 316 переданы в замещающие семьи. 11 человек из этих 316, к сожалению, вернулись в сиротские учреждения по причине отказа замещающих родителей. Надо сказать, что эти ребята жили в 9 приемных семьях, то есть, были там два брата и сестра, которые в одно семье жили. Вот это количество детей составляет чуть меньше 3% от числа воспитанников нашего детского дома, переданных на семейное воспитание. По общероссийским показателям, статистике это не плохие цифры, даже маленькие.

В. Сметанин: За 9 лет — 11 ребят?

С. Иванова: Да, причем в трех случаях нам удалось провести реабилитацию этих детей, от которых был отказ и удалось подобрать им другие замещающие семьи, в которых они проживают на сегодняшний день благополучно.

С. Удельная: Слушатель у нас на линии. Алло, здравствуйте.

В. Сметанин: Мы вас слушаем. Вы в прямом эфире. Как вас зовут?

Слушательница: Меня зовут Елена. У меня вопрос больше юридического свойства. Ребенок, находящийся под опекой или в приемной семье, то на работе должны предоставить отпуск по уходу за ребенком?

С. Иванова: В зависимости от того, какой возраст у ребенка.

Слушательница: Полтора года, например.

О. Землянова: Да, по закону предусмотрен отпуск по уходу за ребенком, как если бы это был ваш кровный ребенок. До трех лет вам предоставиться отпуск по уходу за ребенком.

Слушательница: Спасибо вам.

В. Сметанин: Спасибо вам. 708-502.

С. Удельная: Если у вас тоже есть вопросы или вы просто хотите высказаться по нашей сегодняшней теме — смело набирайте нас, 708-502 — это прямой эфир.

В. Сметанин: Итак, мы остановились на том, что 11 ребятам, которых за девять лет вернули, вы нашли новые приемные семьи, в которых они благополучно проживают.

С. Иванова: Нет, 9 детей проживают в сиротских учреждениях, а трое сегодня живут в семьях. Мы тщательно анализируем каждый случай отказа, пытаясь предвосхитить последующие возможные ситуации. Анализ показывает, что причинами отказа чаще всего становится тяжелое состояние здоровья приемных родителей или даже самих детей. В частности, сахарный диабет, или когда родитель теряет трудоспособность и просто-напросто не может ухаживать за семьей и за ребенком в том числе.

В. Сметанин: Светлана Александровна, как становится известно о том, что ребенка хотят вернуть? Родители приходят, звонок?..

С. Иванова: Если говорить про город Киров, то эта проблемы наблюдается специалистами, которые ведут сопровождение приемных семей. Как я уже сказала, есть кураторы, закрепленные за каждой семьей. Есть и сегодня такие семьи, с которыми ведется очень внимательная работа в решении внутрисемейных проблем. В городе это становится известным психологам, нашим специалистам. Мы решаем эту работу и своевременно сообщаем в органы опеки и попечительства нашего города об этой проблеме.

В. Сметанин: Уговариваете не отказываться?

С. Иванова: Не уговариваем. Мы помогаем родителям бороться за ребенка. Надо бороться не с ребенком, а с проблемой, которая возникла. Мы помогаем родителям это осознать, найти в себе силы, духовные и физические, потому что такое понятие, как эмоциональное выгорание надо тоже здесь называть, поскольку родители не имеют отпуска, не имеют возможности как воспитатель отдохнуть от ребенка. Напряжение, ответственность перед обществом, перед органами опеки, перед государством очень велико, и это действительно несет серьезную эмоциональную нагрузку. Поэтому здесь родителям очень важно восстановить душевные силы, физические и помочь ребенку. Поверьте, это решение дается очень нелегко как для приемных родителей, так и для ребенка. Смириться с осознанием того, что ты бросил ребенка — крайне непросто, поверьте.

С. Удельная: И как, разговоры действительно помогают?

В. Сметанин: Оксана Юрьевна, вы как педагог-психолог можете какие-то методики приоткрыть. Какими словами, какими интонациями это происходит?

О. Землянова: У меня нет опыта непосредственной работы в таких ситуациях. Трудно сказать... Конечно, есть специальные методы, которыми владеет профессиональный психолог. Инструмент выбирается индивидуально, в зависимости от проблемы, заявленной родителями, в зависимости от его личностных особенностей и в зависимости от того, какая задача ставится перед специалистом.

С. Удельная: Что с ребенком происходит, когда второй раз от него отказываются?

В. Сметанин: Да, мне очень тяжело представить картину прощания. Специалист приходит и просто забирает его?

С. Удельная: И ребенок понимает, что его не любят и здесь тоже?

С. Иванова: Все бывает по-разному. Бывает, что ребенок из дома уезжает сразу в приют, бывает, что ребенок приходит в управление опеки и попечительства вместе с родителем и так происходит эта процедура. В любом случае, ребенок чувствует то, что он не нужен, то, что у него нет сил и в него никто не верит. Этот ребенок на 80% может быть потерян для общества, потому что он не верит себе и не верит другим.

С. Удельная: Как с ним работу вести в эти моменты?

С. Иванова: Здесь очень важно, чтобы работал грамотный психолог. Это очень важно. К сожалению, мы сегодня испытываем кадровый голод в специалистах, которые могли бы вести сопровождение замещающих семей, которые осуществляют помощь, поддержку этих семей, которые владеют дефектологическими знаниями, навыками терапевтической работы. Сегодня есть эта проблема. Что касается ребенка, который приходит в интернат, то там работают психологи и воспитатели того учреждения, куда он попадает.

В. Сметанин: Оксана Юрьевна, вы когда статистику по отказам озвучивали, у меня вопрос возник, сейчас задам его. Какое время ребенок уже провел в приемной семье, после которого от него отказываются? На начальном этапе это произошло, или когда он все-таки уже вжился - год, два прожил?

О. Землянова: Отказы происходят, конечно, не в первое время, а когда ребенок подходит к самому сложному возрасту — к подростковому. Даже статистика показывает, что отказов, связанных именно с подростковым возрастом — 80%. в основном это опекунские семьи, где опекуны — это бабушки, другие родственники, в основном люди преклонного возраста. Понятно, что здесь основной конфликт — это недостаток взаимопонимания между ребенком подросткового возраста и приемным родителем и опекуном. Отказов от детей раннего возраста нет.

В. Сметанин: Стопроцентно нет?

О. Землянова: По данным последних лет, нет.

В. Сметанин: Наверняка вы держите эту ситуацию на особом контроле. Зная, что ребенок вступает в период созревания, вы принимаете какие-то особые меры?

О. Землянова: Я согласна со Светланой Александровной в том, что грамотных специалистов недостаток. Вообще специалистов, особенно в районах области, где большое количество опекунских и приемных семей. Это большая проблема, потому что если была оказана вовремя квалифицированная помощь, то, скорее всего, этих отказов удалось бы избежать. А так как возможностей помогать этим людям нет, и обратится им, в общем-то, некуда, а ехать в город — не всегда возможно, тем более что эта помощь должна быть не разовой, не единичной. Должна быть определенная система работы, которая может занимать годы. Тем более, постоянное сопровождение семьи в кризисе, поэтому, конечно, проблема этим усугубляется.

В. Сметанин: Существует ли для вас какой-то временной предел: так, ребенок столько-то лет прожил в семье, значит, все — с ним все будет хорошо.

О. Землянова: Нам трудно наблюдать это, потому что центр существует три года — если семья брала, например, маленьких детей, что чаще всего происходит, то дети еще не дошли до этого кризисного возраста.

С. Удельная: Слушатель у нас на линии. Алло, здравствуйте.

Слушательница: Здравствуйте.

В. Сметанин: Как вас зовут?

Слушательница: Меня зовут Ирина Дмитриевна.

В. Сметанин: Слушаем вас.

Слушательница: Скажите, пожалуйста, пособие приемных родителям платится кому-то одному из них, или обоим — и папе, и маме?

С. Удельная: Можете ли ответить?

О. Землянова: Здесь нужно смотреть, какую форму выбирает семья — есть опека возмездная, есть безвозмездная. Это скорее юридический вопрос, я не знаю, насколько компетентна буду сейчас в этом вопросе... По безвозмездной опеке пособие выплачивается только на ребенка, родители при этом ничего не получают. При возмездной опеке пособие выплачивается, по-моему, одному родителю, и еще выплачивается пособие на ребенка.

В. Сметанин: Более точную информацию можно получить в отделе опеки и попечительства, да? Не составит труда найти телефончик и позвонить.

О. Землянова: В нашем центре есть юрист, который очень подробно освещает эти вопросы в рамках школы подготовки. Можно обратиться за консультацией: 64-26-73.

В. Сметанин: 64-26-73, Ирина Дмитриевна.

Слушательница: Спасибо вам.

В. Сметанин: Более подробную информацию вам могут там дать.

О. Землянова: Также информацию можно узнать в органах опеки того района, где вы проживаете.

В. Сметанин: Подходит уже к концу обсуждение. И все-таки, главный вопрос: как не допустить возврата приемных детей в детские дома? Хотелось бы, чтобы вы резюмировали сейчас. Непросто это сделать, но все-таки.

О. Землянова: Я думаю, что нужно грамотно организовать сотрудничество всех организаций, имеющих отношение к этому вопросу, осуществлять подготовку тех людей, который изъявили желание принять на воспитание ребенка в свою семью, и , конечно, сопровождение приемных семей. То есть, расширять именно помощь в сопровождении.

С. Удельная: Согласны? Можете дополнить?

С. Иванова: Я полностью с этим согласна. Опираясь на наш 14-летний опыт сопровождения приемных семей, наверное, цифры, которые я озвучила, тому доказательства, что благодаря сопровождению, участию специалистов в поддержки эмоциональной, моральной, иногда физической, потому что наши ребята могут отдыхать на юге, мы можем их возить на новогодние каникулы в Москву, в различные другие места — это тоже серьезная поддержка для родителей, которые воспитывают приемных детей. И, конечно же, у меня есть предложения, которые мне бы хотелось озвучить, в плане того, чтобы эта работа продолжалась и давала плоды в благах наших детей, и родители, которые хотят их воспитывать. Очень много добрых людей, мудрых, по своей человеческой природе щедрых, способных дать добрую семейную модель воспитания детей. Надо просто им помочь, а для этого действительно необходима служба сопровождения приемных семей и замещающих в том числе. Я думаю, что очень важно выделять дополнительные ставки для профессионального сопровождения замещающих семей. Сегодня, как я уже говорила, есть проблемы с кадрами.

В. Сметанин: Эта проблема разрешима? Дважды вы ее озвучили.

С. Иванова: Мы бы очень этого хотели, мы верим в то, что это возможно. Еще очень важно обучать специалистов, выполняющих психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, и, возможно даже, обучать специалистов, которые уже работают в детском доме, потому что они знакомы с данном категорией детей, им легче понять и что-то посоветовать.

С. Удельная: Вы говорите о нехватке специалистов. Почему? Не идут?

С. Иванова: В том числе.

С. Удельная: Почему? Зарплата?

С. Иванова: И зарплата в том числе.

С. Удельная: То есть, нехватка специалистов не потому, что у нас их не готовят...

С. Иванова: Вот как раз следующее мое предложение о том, чтобы для сохранения профессиональных кадров, которые уже сегодня есть, важно предусмотреть стимулирующие выплаты за результаты их работы. Тогда люди буду заинтересованы, ведь они — живые люди, у них тоже есть свои семьи...

В. Сметанин: А как могут оцениваться результаты работы?

С. Иванова: Сохранение семьи, жизни ребенка в этой семье, благополучие этого ребенка, его социализация в обществе.

С. Удельная: И уже не будет такой темы, как вторичное сиротство.

С. Иванова: Я считаю, что это очень важный момент, и мы бы хотели его предложить к рассмотрению всему обществу — это введение в программы обучения высших педагогических учебных заведений специального раздела по работе с детьми, оставшимися без родительского попечения, потому что, к сожалению, мы сегодня сталкиваемся в школах с проблемой непринятия наших детей. Бывают такие случаи, которые могут спровоцировать отказ ребенка из семьи. Очень бы хотелось, чтобы на уровне школ мы видели поддержку, а не человека, который воюет с ребенком и с чего родителями. Я думаю, что очень важно повышать имидж замещающей семьи как семьи, несущей высокую человеческую миссию в воспитании ребенка, который остался без родителей.

В. Сметанин: Светлана, предлагаю следующей темой сделать повышение имиджа семьи. Достойная тема?

С. Удельная: Мне кажется, да. Конечно, сейчас за один день этого не решить, но хорошо, что мы говорим об этом.

В. Сметанин: Еще один звонок. У нас мало времени до перерыва.

С. Удельная: Алло.

В. Сметанин: Как вас зовут?

Слушатель: Я Савков Валерий из Котельничского района. Спасибо за поднятую тему, и за ведущих, и за приглашенных, потому что душевностью, человеколюбием, чадолюбием «пахнет» от вас четверых. Такая благоприятная аура. Когда вы задали вопрос, что нужно сделать для того, чтобы было меньше детей-сирот, и возвратов было чтобы меньше, мое твердое мнение, основанное на практике работы с детскими домами и с детьми-сиротами — в обществе надо создавать табу на критику работников с детьми-сиротами, создавать ореол героев, героических женщин, потому что чаще всего женщины здесь работают, редко мужчины. Это те люди, которые своей работой создают действительно героический труд. Когда какие-то казусы иногда встречаются, то нужно быть лояльнее к ним, нежели мы сегодня травлю устраиваем по каким-то отдельным случаем, совершенно не показательными для всей системы работы с сиротами. То, что вы подняли эту тему, честно слово, у меня вызвало большой восторг и большое уважение к вам.

В. Сметанин: Валерий Никитич, спасибо большое.

С. Удельная: Спасибо большое за звонок, я согласна, если честно.

В. Сметанин: Подходит к концу наша беседа. Еще раз представим наших гостей — Светлана Иванова, замдиректора детского дома «Надежда», Оксана Землянова, педагог-психолог Кировского областного центра опеки и попечительства. Спасибо вам.

С. Удельная: Спасибо вам большое за то, что пришли к нам. Напоминаю, что это наш проект «Мама, папа, я здесь». У нас на сайте echokirova.ru вы можете найти видео и аудиопаспорта детей. Есть также раздел «Рука помощи». Если вы знаете, что какому-то ребенку нужна помощь, напиши обязательно туда.
Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Комментарии отсутствуют
Пожалуйста ответьте на вопрос, который Вы видите на картинке.