«Мама, папа,я здесь» от 7.11.13
14.11.13
Ведущие: Светлана Удельная, Игорь Рысев
Гость: Любовь Лобастова, Светлана Усатова
С. Удельная: В рамках «Дневного разворота» мы обсуждаем наш проект «Мама, папа, я здесь». Я напоминаю, на нашем сайте echokirova.ru вы можете найти раздел под названием «Мама, папа, я здесь», как в печатном виде, так и в аудио, и есть ссылка на видеопаспорта. Также есть подраздел под названием «Рука помощи». Если вы знаете, что какому-то ребенку нужна помощь, то, пожалуйста, напишите туда или каким-то другом образом расскажите нам. Вместе мы попытаемся помочь. Сегодня мы взяли тему «Постинтернатное сопровождение сирот». Что это такое, мы сейчас будем разбираться с нашими гостями. К нам уже подошла Любовь Лобастова, директор Нововятской школы-интерната. Здравствуйте.
Л. Лобастова: Здравствуйте.
С. Удельная: И Светлана Усатова — педагог-психолог Кировского областного центра усыновления, опеки и попечительства.
С. Усатова: Добрый день.
С. Удельная: Давайте ближе к теме. В принципе, постинтернатное сопровождение — что это такое? Есть такая программа или как?
Л. Лобастова: Постинтернатное сопровождение — это обсуждаемая тема, которую все по-разному трактуют. Это сопровождение выпускника после интерната, когда он уходит из учебного заведения и продолжает в профессиональном заведении учиться. В этот отрезок выстраивается система сопровождения, чтобы с ним никаких бед не случилось.
С. Удельная: Это законом как-то регламентируется? Законом об образовании, какими-то местными нормотивными актами? Или же нет, это такая обязанность школы-интерната - выпускают ученика, надо его дальше как-то поддерживать?
Л. Лобастова: Это не регламентируется никакими актами и это не обязанность школы-интерната. В наших уставных нормативных документах это не прописано. Это желание школы-интерната помочь своим выпускникам, которые окажутся за пределами школы в разных жизненных ситуациях.
И. Рысев: Как это непосредственно происходит? То есть, кто конкретно этим занимается и как происходит этот процесс после того, как ребенок уходит?
Л. Лобастова: Эти процессы происходят по-разному в каждом образовательном учреждении. Мы выстраиваем систему таким образом, что на данный момент мы создали автономную некоммерческую организацию «Центр постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната №1» на базе учреждения. Фактически учредителем явился попечительский совет как другая общественная организация.
С. Удельная: У каждой школы-интерната есть свой попечительский совет.
Л. Лобастова: У нас он как юридическое лицо, и оно является учредителем другой автономной некоммерческой организации.
С. Удельная: Чтобы слушателям было понятно: кто входит в попечительский совет?
Л. Лобастова: В него входят разные люди из бизнеса, государственных структур, департаментов, федеральной службы безопасности, представители православной церкви и так далее.
С. Удельная: Представители бизнеса тоже?
Л. Лобастова: И они в том числе, конечно.
С. Удельная: Я не совсем знаю, как это развито в Кирове, но в других регионах это точно существует, когда какое-то предприятие или организация входят в попечительский совет.
И. Рысев: Ты что хочешь сказать: к примеру, я бизнесмен, вхожу в попечительский совет, и чем я могу помочь? На своем предприятии создать варианты для трудоустройства таких детей. Если я чиновник, что я могу сделать? То есть, в данном случае эти люди формально состоят в списке попечителей или оказывают какую-то серьезную помощь, и какую, чтобы мы понимали, что это такое?
Л. Лобастова: Наш попечительский совет — неформальный орган. Это они инициировали создание Центра постинтернатной адаптации, и это не значит, что они предоставляют места на своих предприятиях — это не всегда возможно. Но помощь в трудоустройстве, в решении каких-то кризисных ситуаций, решение их проблем, юридические консультации — всем этим занимается попечительский совет.
С. Удельная: Я начала спрашивать именно про бизнес. Меня интересует именно участие бизнеса в этом.
Л. Лобастова: Тот бизнес, который с нами сотрудничает, заинтересован в этом. Попытки искать новые места для трудоустройства, попытки решать жилищные проблемы наших выпускников у них присутствует. Они активно в это включились. Кроме того, они являются наставниками многих выпускников, то есть, непосредственно попечители ведут на индивидуальном сопровождении ряд выпускников.
С. Удельная: Довольно абстрактное понятие — постинтернатное сопровождение. Сколько лет должно исполнится ребенку, чтобы вы поняли, что все, больше отношения к нему не имеем?
И. Рысев: А то он так привыкнет к попечительскому совету.
Л. Лобастова: Не к попечительскому совету, а к сопровождению. Вы знаете, родители своих детей сопровождают долго. Очень трудно сказать, как бы сложились судьбы наших детей, если бы их не сопровождали родители. Мы сопровождаем до того момента, пока ребенок не станет самостоятельным и не сможет сам решать эти проблемы. Это не значит, что мы их за него решаем, мы даем ему «удочку», ищем варианты вместе с ним, как решить его проблемы.
И. Рысев: Вы знаете, я в основном люблю задавать вопросы касаемо каких-то конкретных ситуация. Можете ли вы на примере каких-то детей рассказать, как кому помогли, как ребенок сумел адаптироваться, куда его трудоустроили и так далее? Может быть, самые яркие примеры, на ваш взгляд?
Л. Лобастова: Примеров много, я остановлюсь на одно. У нас одиннадцать членов попечительского совета. Таратута Людмила Ивановна берет на попечение одного из наших детей, ведет до выпуска. Сейчас ведет Дудина Анатолия — он уже взрослый юноша, учился в вузе. Она решала его проблемы со здоровьем, с операциями, с обучением, с трудоустройством. Он фактически стал членом ее семьи. Это наставничество не прерывается от того, что мальчик стал самостоятельным. То есть, он уже член семьи Людмилы Ивановны.
И. Рысев: То есть, большинстве случаев это перерастает в какие-то более тесные отношения, чуть ли не семейные?
Л. Лобастова: Да, личные отношения.
С. Удельная: Это вы имеете в виду волонтерство?
Л. Лобастова: Я не имею в виду волонтерство.
С. Удельная: Но есть еще и волонтерство?
Л. Лобастова: Волонтерство, безусловно, есть. Этой другой вариант наставничества. Например, мы тесно сотрудничаем с некоммерческой организацией «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи». Уже в рамках этой деятельности по проектам данного Центра у нас есть наставники. У них есть замечательный проект - «Маршрут социального успеха». Наставники центра сопровождают выпускников на данный момент тоже.
С. Удельная: В принципе, любой человек может стать наставником?
Л. Лобастова: Любой, но есть некоторые требования к наставнику.
С. Удельная: Как вы оцениваете эффективность этого?
Л. Лобастова: Я надеюсь на хорошие результаты. Мы не можем сейчас сказать, так как технология наставничества начала отрабатываться совсем недавно. По большому счету, можно говорить только о промежуточных результатах. На надеемся на хорошие результаты, потому что в силу индивидуальных особенностей компенсацию родительской заботы всегда будут искать во взрослых, значимых для себя людях. Я думаю, что это хороший вариант, когда мы предлагаем позитивных взрослых и даем возможность сотрудничества, взаимодействия.
С. Удельная: Светлана Александровна, вопрос к вам. Сейчас прозвучало, что постинтернатное сопровождение длится, пока он еще ребенок. Дети-сироты долго остаются детьми, потому что опыта особого нет и взрослеют позднее. Вы непосредственно с этим работаете, как педагог-психолог?
С. Усатова: Да, я непосредственно работаю с детьми из интернатных учреждений. Разработана программа постинтернатного сопровождения, которая совсем недавно начала работать. Она называется «Мир вокруг меня» и она имеет два этапа. Первый этап - «Я в будущем». Здесь мы работаем с выпускниками 9-11 классов из интернатных учреждений в предвыпускной период.
С. Удельная: Давайте простым языком, без программ. В каком возрасте начинаете работать с ребенком, настраивать его на то, что скоро у него начнется самостоятельная жизнь?
С. Усатова: Мы начали с девятого класса. Мы проводим тренинги, ролевые игры, готовим их к самостоятельной жизни, чтобы они, закончив девять классов и поступив в другое образовательное учреждение, хотя бы на первом курсе смог адаптироваться там.
И. Рысев: Какие в основном проблемы у детей? Что им мешает адаптироваться?
С. Усатова: Очень много и они разные.
И. Рысев: Есть же какие-то общие, согласитесь.
С. Усатова: Когда ребенок выходит из интернатного учреждения, у него меняется режим дня. Если в интернатном учреждении более строгий режим, он посещал школу, за ним следили, проверяли, чтобы он вовремя принял пищу. Уйдя из интерната, он самостоятельно решает эти вопросы. Он должен самостоятельно тратить деньги, самостоятельно распределять свой бюджет. Он должен купить что-то в магазине, должен знать, куда ему обратиться в случае, если он заболеет. В интернатном учреждении за него все делали.
С. Удельная: Любовь Михайловна, мы как-то с вами встречались, был круглый стол, много о чем говорили. Присутствовали и выпускники. Была одна девушка Катя, было невозможно ее не запомнить — настолько положительный пример девушки, которая сама выпускница интерната и настолько она сейчас успешна. У нее было понимание, на что тратить деньги после выпуска, что нужно получить образование. Тогда прозвучало, что это скорее исключение. Больше тех детей, которые уходят от вас в свободную жизнь, начинают пробовать многое, что было в запрете и это приводит к не очень хорошим последствия.
Л. Лобастова: Я уже как-то в этой аудитории возражала против статистики, которую нам предлагают. В принципе никто не подсчитывал процент детей-сирот успешных и неуспешных.
С. Удельная: Давайте без статистики, вы же общаетесь с ними.
Л. Лобастова: Мы общаемся с ними. Я могу со статистикой все же сказать — мы отслеживаем успешность выпускников. У нас есть базы данных по выпускникам, мы поддерживаем тесные отношения с большинство из них. Относительная социальная успешность у 80% присутствует. 20%, по нашим данным, имеют проблемы с законом, проблемы разного порядка. Поэтому Катя, наверное, не исключение из правил, просто одни быстрее входят в ритм жизни, у других это занимает более длительный отрезок времени. Я бы хотела сказать о варианте, который поможет нашим выпускникам, кроме центров — это включение их в разные виды деятельности не тогда, когда они уже вышли и боятся этого мира, а раньше. Мы создаем волонтерские отряды. Деятельность наших ребят направлена на других, более уязвимых.
И. Рысев: Эти волонтерские отряды, или какие-то другие группы в иных сферах деятельности — смешанные или состоят из детей из интернатов?
Л. Лобастова: У нас есть свой волонтерский отряд, он входит в областной отряд «Перспектива», и, соответственно, руководит нашими ребятами тоже «Перспектива». Они проводят акции вместе со студентами ВятГГУ, с ребятами из других образовательных учреждений. Их учат общаться с людьми вне учреждения, иначе замкнутость пространства не даст им возможности дальше адаптироваться.
И. Рысев: Почему спросил — потому что детям необходимо общаться с другими детьми из благополучных семей, чтобы они могли научиться воспринимать этот мир, может быть, примерно как они. Я так понимаю, что в этом отношении эта программа работает.
Л. Лобастова: Это парадоксально, но в наше учреждение приходят дети и подростки, начинают общаться с нашими детьми — это те же ребята из сложных социальных условий, из неблагополучных семей. Мы пытаемся этот «магнит» в виде нашего учреждения немножко перенаправить в другой вектор, предложить позитивное общение, не с этими ребятами, потому что их социальный опыт ничего хорошего нашим детям не даст. Он накладывается на их плохой опыт и результаты бывают не очень хорошие.
С. Удельная: Наступает момент, когда выпускник уходит из интерната. Что касается вопроса жилья — многие возвращаются по месту прописки, где соответственно живут родители, родственники. Вы отслеживаете, как ребенок туда пойдет? Как он будет там жить?
Л. Лобастова: Изменившиеся законодательство сейчас заставляет нас отслеживать все, то есть, ребенок получает прописку, находясь в учреждении. Если нет жилья — за ним идет закрепление жилья. На данный момент, я считаю, Кировская область выглядит вполне благополучно в плане предоставления жилья. Не хуже других регионов — это точно. Большинство детей, особенно последних выпусков, социально защищены в плане жилья. Мы по своим ребятам видим, насколько они стали чувствовать себя более защищенными. Единственное, что ребята сейчас оказались в ситуации необходимости юридической помощи — это те, кто пропустил свой 23-летний возраст предоставления этой льготы и сейчас нам приходится через суды, привлечение юристов пытаться воспользоваться ею.
С. Удельная: Ребенок-выпускник часто обращается к вам и за юридической помощью?
Л. Лобастова: Постинтернатный центр предоставляет юридические услуги. Сейчас в центре девятиклассники прорабатывают свое личное дело вместе с юристом, и через жилищные проблемы, которые имеются в деле, вы уже выстраиваем алгоритм деятельности по данном направлению.
С. Удельная: Хорошо, когда ребенок все-таки получает квартиру, пусть и пять лет он не может никакие сделки с ней совершать? Вы хорошо к этому относитесь, да?
Л. Лобастова: За этот период — 5 лет — ребенок уже превратится во взрослого человека, который по-другому будет смотреть на жизнь и понимать, что жилье — это социальная защищенность. Он это жилье не продаст, и слава богу. В этот отрезок нему ни «черные риэлторы» не пристанут, никто — он защищен. Я просто благодарна в этом плане законодательству, что они так ограничили наших детей. Может быть, они не рады, но я счастлива.
И. Рысев: По поводу законодательства есть у меня еще один вопрос, но сначала напомню номера телефонов: 708-502. Если у вас есть какие-то вопрос — звоните. Это телефон прямого эфира. 8-909-720-1010 — номер для ваших смс. Подписывайтесь, чтобы сообщения не были анонимными.
С. Удельная: Особенно хочу обратиться к тем, кто сам выпускник школы-интерната. С какими сложностями вы сталкивались, когда только-только выпустились?
И. Рысев: По законодательству. Вы считаете, необходимо все-таки законодательно регламентировать постинтернатное сопровождение как процесс или оно в этом не нуждается и может существовать в том виде, что существует сейчас?
Л. Лобастова: Я думаю, что необходимо регламентировать, потому что как учреждение мы не имеем ресурса для сопровождения. Фактически, все, что мы сейчас делаем — это частично делается на безвозмездной основе. То есть, на безвозмездной основе наставник может сопровождать, а может не сопровождать. Попытка материальной заинтересованности необходима, согласно практике других регионов. Это же тоже дополнительная работа.
С. Удельная: В других регионах как?
Л. Лобастова: В некоторых регионах, например, как в Пермском крае, каждому наставнику платится 1200 рублей за конкретного выпускника. Это возмездная основа наставничества.
И. Рысев: Вы встречались с кем-то из депутатов, из тех, кто может поднять этот вопрос на Заксобрании?
Л. Лобастова: На данный момент мы с депутатами вопрос не прорешивали. Центр постинтернатного сопровождения мы обсуждали на круглом столе, где идет проект «России важен каждый ребенок» партии «Единая Россия». Создание Центра на нашей базе невозможно было бы без поддержки администрации города.
И. Рысев: То есть, власти постепенно по такому пути идут вам навстречу?
Л. Лобастова: Вникают в наши проблемы и пытаются нам помочь.
С. Удельная: Вот это постинтернатное сопровождение... Ребенок же все равно живет самостоятельной жизнью. Вы насильно вызываете его к себе, спрашиваете, как его жизнь, все ли у него хорошо или как это происходит?
Л. Лобастова: Я расскажу об алгоритме, который мы пытаемся выстроить. Нельзя никого насильно заставить стать сопровождаемым. Подписан договор с каждым выпускником. Они пишет заявление, в котором соглашаются на сопровождение. Не подписывают — значит, не соглашаются. Некоторые были счастливы, что вышли и отправились в свободное плавание. Им это нравится, посмотрим. Мы за ними наблюдаем, но вмешиваться не можем. Это всего было двое детей из выпуска. Затем мы подписываем договор с наставником. Наставник — это значимый для данного ребенка человек, с которым он желает поддерживать отношения, который для него авторитетен. Соответственно, в системе, которую мы выстроили, наставник в том числе всю деятельность осуществляет согласно плану индивидуальному сопровождения, У нас они составлены для всех выпускников, потому что одни нуждаются в более пошаговом ведении, некоторые достаточно самостоятельны и им нужна небольшая поддержка. Поэтому выстраивается индивидуальное сопровождение по каждому из детей. Наставник в течение месяца президенту центра подает информацию, и мы знаем, как пошагово идет ситуация по каждому из выпусников.
С. Удельая: Нет нехватки в наставниках? Или у одного наставника несколько выпускников?
Л. Лобастова: Бывает, что у одного выпускника несколько наставников. Выпускники — тоже люди, и они по-разному складывают свои человеческие отношения. У нас есть выпускники, у которых есть наставники, в Центр социально-психологической помощи. Бывает, что и по четыре наставника есть. Такой уровень конкурентности.
С. Удельная: Сейчас мы уйдем на рекламу, скоро вернемся и продолжим тему «Постинтернатное сопровождение детей-сирот».
Реклама.
С. Удельная: Продолжается программа «Дневной разворот» в Кирове. В студии Светлана Удельная, Игорь Рысев. Сегодня четверг, и мы обсуждаем наш проект «Мама, папа, я здесь». Это наш совместный проект с газетами «Источник новостей», «Бизнес-Новости», Департаментом образования и аппаратом главного федерального инспектора Кировской области. В газетах вы, слушатели, можете найти истории детей- детей, которые мечтают, чтобы у них появились мама и папа. Также у нас на сайте echokirova.ru есть раздел «Мама, папа, я здесь», аудиопаспорта, печатные версии, истории детей, которые до сих пор находятся в домах-интернатах. Есть отсылка на видеопаспорта, разные регионы в том числе, и Кировская область тоже есть. Паспорта сняли два года назад, обещают, что новые в скором времени должны появиться. И раздел «Рука помощи» для того, чтобы помогать детям.
И. Рысев: 708-502 — номер для ваших звонков. Если предпочитаете писать, как, к примеру, Андрей, то пишите на номер 8-909-720-1010. Андрей спрашивает: «Есть ли шанс у выпускника детдома поступить в престижный вуз или это в основном какие-то училища?». Не знаю, конечно, насколько по адресу вопрос, но вот так.
С. Усатова: Вообще-то государство гарантирует поступление. Есть особые льготы, и они могут поступить в высшее учебное заведение.
С. Удельная: Любовь Михайловна, действительно льготы какие-то есть? Или ты хорошо учился, хорошие результаты ЕГЭ — пожалуйста, можешь и в МГУ попасть?
Л. Лобастова: Главный принцип — должны быть хорошие результаты ЕГЭ, и тогда они должны поступать в учебные заведения. Льготы до сих пор сохранены, хотя обсуждается на очень высоком уровне вопрос, чтобы наши выпускники поступали в вузы на общих основаниях. Он могут на меня обидеться, но я согласна, потому что когда они поступают на очень льготных условиях, они не дорожат этим. После первого курса часто бывают отчисления с бюджетных мест.
С. Удельная: Какие там льготы?
Л. Лобастова: Им нужна на «три» сдать ЕГЭ, и они уже пользуются правом поступления.
С. Удельная: В любой университет страны?
Л. Лобастова: Я думаю, вряд ли в любой, но в высшие учебные заведения точно.
И. Рысев: То есть, им гарантировано поступление, на них будет распространяться какая-то льгота на более-менее общих основаниях?..
Л. Лобастова: Если будет принят закон, они будут поступать на общих основаниях. Льготы для вузов не будут сохранены. Этот вопрос пока обсуждают на разных уровнях.
С. Удельная: Насколько я помню, проучился первый год, плохо сдал экзамены, и на второй год остаешься. Есть возможность оставаться на второй год на первом курсе?
Л. Лобастова: Я с такой практикой не сталкивалась.
С. Удельная: Нет такого? То есть, только при поступлении баллы меньше, чем у всех остальных.
Л. Лобастова: Есть ряд выпускников, которые, к сожалению, не сказали своевременно о проблемах, с которыми столкнулись в вузе, оказались отчисленными, не смогли дальше продолжить образование.
И. Рысев: Так как они не ценят то, что у них сейчас есть, они просто пользуются льготой, в уже потом задумываются, буду учиться или не буду, и вообще, хочу ли я этого?
Л. Лобастова: Такой нецелевой выбор, у них нет цели, они не знают, для чего этот вуз — просто для того, что вроде как престижно получить высшее образование. Соответственно, они не дорожат тем, что получили.
С. Удельная: Также еще предоставляется общежитие?
Л. Лобастова: Все льготы, которые закреплены государством — безусловно.
С. Удельная: Получается, что вот только-только ты жил в интернате, все было для тебя, сейчас в университет поступил, у тебя и жилье есть, еще и тебе на карточку деньги поступают. Свобода, делай, что хочешь...
Л. Лобастова: С высшими учебными заведениями дела обстоят не так плачевно, как с профессиональными учебными заведениями, потому что там поступают дети после 11 класса, они более социально зрелые люди. Кроме этого, атмосфера вокруг другая. Процент успешности людей, которые учатся в высших учебных заведениях, выше, чем в профессиональных.
С. Удельная: Совсем мало времени у нас остается, но напомню еще раз наши координаты. 708-502 — номер для ваших звонков. Номер для сообщений — 8-909-720-1010. Обязательно подписывайтесь в начале вашего сообщения. Во время рекламы вы также говорили о проектах, которые у вас есть. Я так понимаю, они тоже направлены на постинтернатное сопровождение. Что это такое?
Л. Лобастова: Например, проект попечительского совета «Репетитор». Он как раз направлен на то, чтобы поддержать выпускников, которые имеют некоторые пробелы в знаниях, чтобы их подготовить к поступлению в вузы или другие престижные учебные заведения. Попечительский совет оплачивает эту программу, нанимает репетиторов и готовит выпускников.
С. Удельная: Вы также сказали, что только вы, ваше учреждение, если говорить об постинтернатном сопровождении, одни бы не справились, то есть, обязательно нужно сотрудничать с другими учреждениями. Что вы имели в виду?
Л. Лобастова: Внутреннего ресурса любого учреждения недостаточно для эффективного постинтернатного сопровождения. Здесь причин много. Кадровый состав, который мы имеем, высокопрофессионален, но не имеет опыта именно сопровождения. Соответственно, если мы не будем взаимодействовать с другими организациями, которые имеют хороший опыт и высококвалифицированные кадры психологов, педагогов, котоыре могут качественно вести это сопровождения вместе с нами... Я уже говорила о «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи» — мы с ними давно сотрудничаем и сразу несколько проектов реализуется, и они будут продолжать наших выпускников сопровождать, готовить к выходу в постинтернат. Соответственно, участие в проектах, например, ПФО «Вернуть детство», включение волонтеров в деятельность учреждения, безусловно, будет эффективно отражаться на постинтернатном сопровождении.
И. Рысев: Такой еще вопрос от Павла: «Приглашаете ли вы бывших интернатовцев к себе, чтобы они рассказали о своей жизни ребятам, приободрили их? Тоже своего рода постинтернатное сопровождение».
Л. Лобастова: Мы постоянно их приглашаем. У нас есть группы, где наставники уже давно сопровождают своих выпускников. Есть семья Староверовых, последнее воскресенье каждого месяца к ним приезжают выпускники с детьми, с семьями. Они обсуждают вместе проблемы выпускников и тех ребят, которые сейчас учатся в учебных заведениях. Они воспитателя называют: «мама Вера». Они едут к маме Вере.
С. Удельная: Как вы оцениваете эффективность? Чего не хватает, чтобы лучше поддерживать своих выпускников?
Л. Лобастова: Для того, чтобы лучше поддерживать, мы как раз и создали Центр постинтернатного сопровождения, который будет суммировать опыт, который у нас был до этого и нарабатывать новое. Через какое-то время мы сможем ответить на ваш вопрос, чего нам не хватило для того, чтобы эффективно сопровождать своих выпускников.
С. Удельная: Спасибо вам большое за то, что пришли сегодня к нам. Напомню, что в студии были Любовь Лобастова — директор Нововятской школы-интерната, Светлана Усатова — педагог-психолог Кировского областного центра усыновления, опеки и попечительства. Это программа «Дневной разворот» в Кирове, «Мама, папа, я здесь» - наш совместный проект с газетами «Бизнес-Новости», «Источник новостей» и Департаментом образования Кировской области.