ССК вверху

Подготовка дома к появлению в нём приёмного ребёнка

11.10.13

Ведущие – Светлана Удельная, Игорь Рысев

Гости – Светлана Хохрякова, Ирина Елькина

С. Удельная: «Мама, папа, я здесь»- это наш совместный проект с Департаментом образования, с аппаратом главного федерального инспектора, газетой «Бизнес-новости» и газетой «Источник новостей». Напомню, что у нас на сайте echokirova.ru можно найти аудиопаспорта детей, ссылку на видеопаспорт. Еще у нас есть рубрика «Рука помощи». Если вы знаете, что какому-то ребенку нужна помощь — напишите нам об этом обязательно. Мы постараемся помочь. Сегодня мы берем тему — подготовка дома к появлению в нем приемного ребенка. Как подготовить свой дом, если вы все-таки решили взять ребенка. В студию к нам пришли гости — это Светлана Хохрякова, главный специалист по опеке и попечительству. Здравствуйте. И Ирина Елькина — методист кировского областного центра опеки и попечительства. Добрый день. Ирина Владимировна, первый вопрос у меня к вам. Ситуация- родители решили взять ребенка, определились уже и с формой, и уже пришли к вам в школу приемных родителей. Что вы говорите, как подготовить свое жилье?

И. Елькина: Начну с того, что в рамках психолого-педагогического блока, который преподают наши специалисты, есть отдельная тема, которая так и называется: «Как подготовить дом к приему ребенка в семью».

С. Удельная: То есть, это практически отдельный урок.

И. Елькина: Да, это отдельное занятие. Специалист на нем рассказывает те основные моменты, которые необходимы в процессе первых дней нахождения ребенка в семье. В первую очередь это зависит от возраста ребенка. Если родители ходят взять ребенка младенческого возраста, то это, безусловно, покупка удобной кроватки, пеленального столика из натуральных материалов — не из пластмассы, чтобы ребеночек развивался благоприятно. Если это ранний возраст, например, от 1 до 3 лет — ребеночку становится все интересно, он очень любопытен, начинает ходить, везде все изучать, поэтому это шкафчики и тумбочки на замке, чтобы он не открыл где-то что-то, не поранился, не ударился. Если это ребенок дошкольного возраста, от 4 до 7 лет, тогда уже можно какие-то развивающее моменты в комнату добавить, потому что он и бегает, и прыгает. Тогда необходимо установить шведскую стенку. Комната должна быть разделена для зоны отдыха, игры и занятий. Если он пошел в школу — то это стол, стул, правильное освещение. Если ребенок достигает подростковому возраст, то ему желательно отдельную комнату иметь, потому что в этом возрасте он начинает много размышлять, думать о своей жизни, о своем положении в системе, об отношениях в коллективе сверстников.

С. Удельная: Когда мы вели эфир и спрашивали наших слушателей, почему они не берут в семью детей. Один из вариантов ответа был, что не позволяет жилплощадь. Действительно ли важна жилплощадь?

С. Хохрякова: Конечно, немаловажный вопрос, немаловажно учитывать норматив площади, приходящийся на одного человека. Скажем, чтобы принять ребенка в семью, гражданин обращается в органы опеки с заявлением. Специалист органа опеки идет в квартиру с обследованием жилого помещения.

С. Удельная: Процедура какая? Вы, Ирина Владимировна, рассказываете, как должно быть, а вы, Светлана Евгеньевна, проверяете, выезжаете на место, смотрите, соответствует ли квартира всем нормативам.

С. Хохрякова: Да. Прежде всего, конечно, наличие отдельной жилой комнаты. Если есть — приветствуется, если не получается иметь отдельную жилую комнату для детей, то возможно и проживание в общей комнате. Кроме того, учитывается наличие школьного уголка, наличие отдельного спального места для будущего ребенка. Если это ребенок дошкольного возраста, то наличие уголка для игр, занятий, наличие игрушек. Немаловажным моментом является норма, но можно от нее отойти, бывают случаи.

С. Удельная: У вас на руках сейчас постановление. Есть изменения на федеральном уровне? Какие?

С. Хохрякова: Скажем, по указу Президента Российской Федерации от декабря 2012 года — пересмотреть и снизить требования к нормативу площади жилого помещения при устройстве детей на воспитание в семью. То есть, если норматив площади — 9 кв.м., то возможно устройство ребенка в семью, когда будет норматив немножечко меньше.

С. Удельная: Насколько я понимаю, в разных районах устанавливается по-разному, но в среднем — 9 кв.м. на ребенка.

С. Хохрякова: Да, на каждого члена семьи.

С. Удельная: Если не хватает пары метров?

С. Хохрякова: Бывают такие случаи. Скажем, обращается бабушка с принятием ребенка к себе в семью, был у меня такой случай. Родная бабушка, или любой другой родственник, и не хватает метров. Учитывая, что она имеет доход, что у нее какие-то личные мотивы, качества человека, конечно, идем навстречу и разрешаем принять ребенка в семью.

И. Рысев: Получается, постановление формальное, его можно обойти или там все нюансы прописаны?

С. Хохрякова: Я считаю, что если норматив площади немножечко ниже требования, то ребенка возможно передать в семью, если вдруг на одного человека будет приходиться меньше квадратных метров.

С. Удельная: Раньше как было? Было стабильно прописано, что вот только так, и никаких отклонений быть не может? В чем изменение произошло?

С. Хохрякова: У нас в каждом поселении, в каждом городе, в каждом районе свои нормативы. Скажем, проживает в семье четыре человека, если норматив площади – 9 квадратных метров, то должно быть 36 квадратных метров на человека. Учитывая указ Президента, мы сейчас разрешаем принять ребенка в семью, если норматив будет чуть-чуть поменьше.

С. Удельная: Получается так, что семья действительно хочет взять ребенка. Они действительно готовы к этому, они рады этому, они определились с этим решением, но чуть-чуть их площадь не позволяет…

С. Хохрякова: Все делается в интересах ребенка.

И. Елькина: Да, мы говорим о том, что если это кровные родственники – бабушки, дедушки, тети и так далее, то безусловно мы это делаем в интересах ребенка.

С. Удельная: Вы сейчас говорите про опеку, про родственников. А если чужие люди? Вы тоже можете себе такое позволить?

С. Хохрякова: Конечно. Скажем, если эти кандидаты имеют положительное заключение, они прошли обучение в центре, они имеют доход на каждого члена семьи не менее прожиточного минимума на человека, имеют постоянную работу, имеют муниципальное или жилье в собственности (ни в коем случае не съемное жилье), то, конечно, органы опеки идут на встречу.

С. Удельная: Тогда по процедуре. Когда уже определились, что берут ребенка, соответственно, вы выезжаете на место, смотрите квартиру. Что еще семья должна предоставить? Сведения о доходах?

С. Хохрякова: К заявлению гражданина, желающего принять ребенка, конечно, предоставляются сведения о доходах – справка за последние 12 месяцев о средней заработной плате либо гражданина, который желает принять ребенка под опеку или в семью, либо его супруга. Кроме того, справка об отсутствии судимости, справка об отсутствии заболеваний, препятствующих принятию ребенка в семью (имеется определенный перечень, тоже установленный Правительством Российской Федерации). То есть, будущие опекуны и приемные родители проходят медосмотры…

С. Удельная: Мне еще интересно, касается Роспотребнадзора и их проверки. Сейчас они тоже проводятся независимо от того, какова форма усыновления.

С. Хохрякова: Запросы в Роспотребнадзор и в БТИ готовятся специалистами по опеке только в тех случаях, когда ребенок устраивается идет под усыновление. В остальных случаях это отменили.

С. Удельная: Вы непосредственно каждый день сталкиваетесь с этим, проводите уроки. Про какую-нибудь конкретную семью, последний случай можете рассказать?

И. Елькина: Последний случай… Случаи разные, каждая семья индивидуальна. У кого-то есть свои кровные дети, они могут какие-то истории из жизни рассказать, как, что. Мы всегда говорит кандидатам, что не стоит помогать другому ребенку, который оказался в сложный жизненной ситуации в ущерб своему. Если не хватает площади, или ребеночка подселяют другому, или возраст ребенка кровного – год, три, пять – он еще совсем маленький, то, безусловно, лучше направить свои методы воспитания и подарить любовь своему кровному ребенку, а потом уже думать о том, чтобы брать в свою семью еще одного ребенка.

С. Удельная: Как часто происходят отказы? Выехали, посмотрели, вроде бы хотят – но условия не позволяют. Часто такое?

С. Хохрякова: Нечасто. С 2009 года центр по усыновлению работает, они оказывают большую помощь в плане, например, площадь и все остальное позволяет, но мотив может быть не очень положительным. У меня был случай, когда мы вышли на квартиру, вроде бы и условия неплохие, но после прохождения школы кандидатов выяснилось, что эта бабушка воспитывает, или является опекуном недееспособного сына. То есть, принять ребенка в семью, когда она уже опекун недееспособного гражданина – были определенные риски вхождения ребенка в эту семью, потому что недееспособный гражданин, скажем так, непредсказуемый. На основании заключения центра давали отказ. Нечасто, но бывает.

С. Удельная: Получается, постановление такое, что вам дано право индивидуального подхода. Вы в каждом случае смотрите индивидуально —разрешать или не разрешать, и что касается этих площадей… А если съемное жилье?

С. Хохрякова: Не разрешим. Тут вариантов нет, потому что со съемного жилья могут попросить съехать в любое время, правильно? Кроме того, я не договорила, наверное, в пакет документов, которые предоставляют органы опеки, еще включено согласие всех совершеннолетних членов семьи, проживающих с гражданином, согласие детей старше 10 лет – это тоже немаловажно, чтобы члены семьи в будущем приняли ребенка.

С. Удельная: Я пока к слушателям обращусь. Если вы хотите взять ребенка, с какими, может быть, сложностями сталкиваетесь. У вас есть вопросы по поводу жилья? Той площади, что у вас есть, может быть, недостаточно и есть вопросы по этому поводу, можете задать их нашим специалистам, которые сегодня в студии. 708-502 – наш телефон. Есть еще номер для смс-сообщений – 8-909-720-1010. Я все время провоцирую слушателей на диалог, мне хочется услышать – если берете детей, то почему это делаете, и если не берете, какая причина? Звоните. Касаемо документов, вы весь список изучило?

С. Хохрякова: Перечень немалый, пакет документов полный. Мы всесторонне рассматриваем все.

С. Удельная: Все документы собрали, вы дали разрешение, ребенок уже живет в семье. Соответственно ваша обязанность – проверять, хорошие ли условия проживания у ребенка. Как часто вы это делаете?

С. Хохрякова: После принятия ребенка в семью проверка условий жизни подопечных детей проверяется в течение первого года раз в три месяца и один раз в течение первого месяца. То есть, фактически мы бываем в семье пять раз в течение первого года жизни ребенка в семье.

С. Удельная: Есть, наверное, какая-то зависимость от того, какая форма приема ребенка?

С. Хохрякова: Это и при опеке, и при усыновлении. При удочерении и усыновлении готовится годовой отчет, мы посещаем и проверяем эту семью и усыновленного ребенка в течение первых трех лет. Затем, если все благополучно (ведь у нас существует тайна усыновления), мы про эту семью больше не вспоминаем, если там все хорошо.

И. Рысев: Это какие-то внезапные проверки или вы сообщаете, что приедете посмотреть?

С. Хохрякова: Чаще всего мы сообщаем, ведь граждане находятся на работе, но приходим по-разному. Кроме того, мы можем прислушаться к информации школы. Увидели, предположим, какого-то невыспавшегося или грустного ребенка, то мы можем провести внеплановую проверку. Почему ребеночек в таком состоянии?

И. Елькина: Особенно если это в районе, где все друг друга знают и семья практически на виду.

С. Удельная: Я уже говорила, у нас на сайте есть раздел «Рука помощи». Слушатели могут туда писать, если возникли подозрения, что не очень хорошо ребенку в семье живется. Если нам напишут, а мы обратимся к вам, вы можете тоже отреагировать?

С. Хохрякова: Конечно, проведем внеплановую проверку. Выйдем в семью, обязательно выясним. Кроме того, обязательно согласуем все со школами, детскими садами, куда дети ходят.

С. Удельная: Я люблю живые примеры приводить. Бывает такое, из-за условий приходится забирать ребенка? Вроде бы и отношения с приемными родителями хорошие, а условия ухудшились. Бывает такое?

С. Хохрякова: Нет, в последние годы не было такого, чтобы ребенка нужно было забрать из-за условий. Вы знаете, отказы бывают, конечно. Отказ может быть по причине, скажем, взаимоотношений между опекуном и опекаемым ребенком в силу возраста ребенка. Ребенок повзрослел, проявляет какие-то своим качества, и опекун может просто-напросто не справиться.

С. Удельная: Потом, мне кажется, происходит самое страшное – вторичное сиротство.

С. Хохрякова: Возврат ребенка либо в детское учреждение, либо мы по возможности ребенка можем устроить в любую другую семью, если у нас есть, скажем, кандидаты в опекуны, в приемные родители. Но это, конечно, не очень приятно. По причине каких-то жилищно-бытовых условий – такого не бывает. Обычно если семья взяла ребенка в семью, если у них жилье в собственности, то живут нормально.

И. Рысев: Мне интересно, если какие-то проверки проходят, вы говорите – от одного раза в год до пяти…

С. Хохрякова: Я не договорила. На втором, третьем и так далее годах пребывания ребенка в семье проверки проходят два раза в год.

И. Рысев: Если при этих проверках выявляются какие-то нарушения, то чаще всего что это бывает? Какие претензии к усыновителям?

С. Хохрякова: По жилищно-бытовым условиям почти не бывает нарушений. Может быть так, что поступила информация из школы: ребенок начал прогуливать. Выезжаем в семью, приходим и с представителем школы, работаем с опекуном: что-то рекомендуем, что-то выясняем. По жилищно-бытовым условиям не бывает отказов. Причина может быть поведенческая — ребенок повзрослел, я уже говорила.

С. Удельная: Но это другое.

С. Хохрякова: У нас в основном благополучно в этих семьях. Опекуны – люди проверенные.

С. Удельная: Ирина Владимировна, вопрос к вам. Вы работаете с этими родителями. Что касается положения сейчас – активно берут детей или нет?

И. Елькина: Очень активно. У нас три формы обучения: дневная, вечерняя и субботняя.

С. Удельная: Недавно же появилась такая школа. Сколько я общалась с родителями, которые ее прошли, уже взяли детей, они говорят, в принципе это дело хорошее, там затрагиваются нужные темы, тебе помогают определиться – брать ребенка или нет, и что потом с этим ребенком делать, как его воспитывать. Все равно же нужно учитывать особенности психики. Не боятся, когда приходят, не считают, что это обременение?

И. Елькина: Кто как воспринимает. Взять отдельного кандидата, которому лет 45-50. Кто в таком возрасте хочет учиться? Мы отучились в школе, кто-то закончил университет и так далее. Все, достаточно. И поэтому бывает, что мы можем столкнуться с таким отношением, с нежеланием учиться. Очень часто встречается такая реакция, что мы слышим благодарность в наш адрес. То есть, это полезно на самом деле. Главной целью нашей школы является все-таки определение того, зачем это нужно людям. Будет намного лучше, когда люди пройдут у нас школу и в процессе ее подготовки поймут, что сейчас, на данном этапе они не готовы взять ребенка.

С. Удельная: Активно?

И. Елькина: Очень активно. У нас очередь до марта.

С. Удельная: На обучение? А с чем это связано?

И. Елькина: Сейчас идет большой процент неблагополучных семей, то есть, к нам приходят бабушки, тети, родственники тех семей, которые не могут самостоятельно воспитывать детей – либо они ведут аморальный образ жизни, либо это какие-то несчастные случаи и так далее. Большой процент, конечно, семей, которые не имеют кровных детей. Это молодые пары от 30 до 40 лет.

С. Удельная: Отношение у людей поменялось?

И. Елькина: Да, вы знаете, сегодня все это так обсуждается. Мы не можем ориентироваться на СМИ, потому что там по большой степени негативная информация идет…

С. Удельная: Мы — исключение в этом отношении.

И. Елькина: Это замечательно, поэтому, я думаю, мы здесь и сидим. Очень хорошо, что люди сегодня меняют отношение к этому, и к приемным детям, к детям, оставшимся без попечения родителей относятся намного лучше.

С. Удельная: Не кажется ли вам, что все постановления, нормативы – 9 метров, являются препятствием? Может быть, не надо этого всего?

И. Елькина: Закон есть закон, все равно мы же не можем ребенку не дать жилое помощение…

И. Рысев: Если вспоминать свое детство, у меня тоже было от силы метров 9, и что, при этом, вы сказали, должен быть школьный уголок… У нас стенка какая-то висела. В нашей с сестрой комнате было все, и вроде как нормально вырос.

И. Елькина: Самое главное – конструктивный мотив принять ребенка, готовность будущих родителей дарить любовь и заботу.

С. Хохрякова: Представьте, вот вы сейчас про бабушек говорили… Ведь бабушки – это родители кого? Родители тех граждан, которые лишены прав. То есть, их надо сейчас учить. Слава богу, они идут с удовольствием в эту школу, потому что они испытывают трудности с этими детьми. Они уже забыли, как воспитывать, не поняли, почему их дети выросли такими.

С. Удельная: Почему такое произошло? Сколько примеров, и я тоже сталкиваюсь…

И. Елькина: Люди положительные, все замечательно, но почему-то выросли дети, которые не воспитали своих достойно… Это печально.

С. Удельная: Жизнь такая. На рекламу мы сейчас уйдем.

Реклама.

С. Удельная: Продолжается программа «Дневной разворот» в Кирове. Светлана Удельная, Игорь Рысев. Сегодня у нас в рамках «Дневного разворота» наш проект «Мама, папа, я здесь». Напомню, что это наш совместный проект с газетами «Бизнес-Новости» и «Источник новостей», с Департаментом образования и с аппаратом главного федерального инспектора по Кировской области. Как в газете «Бизнес-Новости», так и в газете «Источник новостей» вы можете найти эту рубрику — истории детей, и эти же истории есть у нас на сайте echokirova.ru. аудио,- и видеопаспорта там же, сняты они были два года назад, и, раскрою секрет, сейчас планируются съемки новых видеопаспортов. Кстати, гости, оцените, появилась видеопаспорта, действительно это работает, и можно взять ребенка не только из своего региона. Что можете сказать?

И. Елькина: Работает, да. Будущие родители могут подобрать себе ребеночка. Знаете, иногда приходят кандидаты, которые сначала увидели ребенка, а потом говорят, что мы девочку увидели, она нам настолько понравилась, что сразу возникло желание взять ее. Там уже наша работа направлена на осознание, насколько этот кандидат понимает. Если вдруг этого ребеночка уже отдадут, готов ли он другого взять в принципе. Посмотрел, понравился – вроде хорошенькая. Так бывает.

С. Хохрякова: Скорее всего, не удастся взять этого ребенка.

И. Елькина: Да, они уходят быстро. Пока у нас пройдут обучение, пока все документы соберут – это достаточно длительная процедура.

С. Удельная: Напомните, сколько обучение длится. У нас, я напомню, в сентябре этого года…

И. Елькина: Прошлого года, с сентября 2012.

С. Удельная: Вот уже год проходят обучения – такое новшество, и видеопаспорт появился. Обучение сколько длится?

И. Елькина: Я добавлю, что у нас обучение проходит уже три года. По законодательству обязанностью граждан, желающих взять ребенка в свою семью, является с 2012 года. Раньше это было желательно, а сейчас – уже обязательно. Три формы, о которых я говорила – дневная (с утра до обеда), вечерняя группа (вторник и четверг в течение четырех месяцев) и каждую субботу в течение трех месяцев. Общий курс занятий – 80 часов. Форма удобная для Кирова, для районов области. Нам звонят и записываются на удобную для себя форму.

С. Удельная: Есть один такой урок, предмет, в котором вам расскажут, как подготовить свое жилье, чтобы принять ребенка.

И. Рысев: Нужно какое-то «ЕГЭ» сдавать?

С. Удельная: Экзамен.

И. Елькина: После обучения у нас есть итоговый тест, который показывает результативность знаний, которые мы давали кандидатам.

С. Удельная: Обучение могут проходить только близкие родственники?

И. Елькина: Обучение могут не проходить родные братья и сестры, бабушки и дедушки.

С. Удельная: А тети уже нет? Хоть и родственник, но будь добр, поучись.

И. Елькина: По закону – да.

С. Удельная: Сегодня все-таки у нас тема, как подготовить свой дом к появлению в нем ребенка. Во время рекламы вы заговорили о том, что даже обои должны быть какого-то особого цвета.

И. Елькина: Да, обои лучше выбирать нежных оттенков – нежно-голубые, светло-розовые, пастельных тонов. Особенно это важно для гиперактивных детей, чтобы яркие обои не отвлекали их. Можно какие-то отдельные яркие элементы сделать, это будет очень хорошо.

И. Рысев: То есть, это больше рекомендации, или это все прописано? Купил красные обои, взял и поклеил ребенку.

И. Елькина: Во-первых, учитывается мнение ребенка…

С. Удельная: А если еще не взял ребенка, ты не знаешь, может быть, он любит фиолетовый цвет и мечтал всю жизнь о том, чтобы у него была фиолетовая комната.

И. Елькина: То, о чем мы говорим: если ребенок младенческого или раннего возраста, пока не может оценить всю красоту, которую мы хоти для него создать, то обои все-таки нейтрального цвета. Если ребенок более старшего возраста – младший школьный возраст или подростковый, то здесь обязательно учитывать мнение. Можно и ремонт сделать, и обои цвета фуксии наклеить, если так ребенку хочется, но не целую комнату, чтобы это так выделялось и действовало на нервную систему ребенка.

С. Удельная: Самое главное, что тем, кто сейчас задумается о том, чтобы взять ребенка, чтобы не пугала процедура принятия и то, какая квартира, сколько метров. Напомним, что сейчас по постановлению должно быть 9 метров на ребенка, но это решается в индивидуальном порядке. Это не должно пугать и не должно останавливать. Даже если у вас квартира немного меньше, чем должна быть, в принципе, если вы хотите взять ребенка, то это не должно быть проблемой.

И. Рысев: Единственное, что мы выяснили – квартира не должна быть съемной.

С. Удельная: Еще по доходам я не совсем поняла.

С. Хохрякова: Гражданин, который желает принять ребенка в семью, предоставляет в органы опеки справку с места работы с указанием должности и размера заработной платы за 12 месяцев, либо иной документ…
На человека — не менее прожиточного минимума. На сегодня это, я приблизительно скажу, 5600 рублей на человека.

С. Удельная: Вы сейчас во время рекламы сказали, что у вас недавно был такой интересный случай – вы ребенка отдали в семью, уже взрослым людям.

С. Хохрякова: Да, мы уже год проследили за этой семьей. Это было летом 2012 года, в органы опеки обратилась супружеская пара, 60-летние люди. Они воспитали своих детей, у них есть три внука, но нет внучки. Конечно, мы с ними беседовали долго, я уже не говорю о том, что уговаривали не брать – мы просто проверяли. Кроме того, они пришли в школу родителей, в школу кандидатов, получили положительное заключение, сертификаты. Теперь, спустя год мы поняли, что сделали правильно. Этого ребенка мы видим счастливым, улыбающимся, семья довольна.

С. Удельная: Это исключение, редко такое происходит?

С. Хохрякова: Нет, не редко. Детей берут, обдумав, мотив бывает положительный. Почему редко?

С. Удельная: Ирина Владимировна, вы же как раз обучаете молодых родителей. У нас была тема, как определиться с возрастом ребенка и был такой момент, что нужно посмотреть, сколько тебе лет и сколько лет тому ребенку, которого ты хочешь взять. Если тебе 60, а ты хочешь взять маленького ребенка, то что с ним будет, когда через 20 лет ты уже не сможешь ему ничего дать?

И. Елькина: Такой риск мы прописываем в исключениях, что возраст кандидатов не является оптимальным для усыновления ребенка младенческого возраста.

С. Хохрякова: Но не препятствует передаче ребенка?

И. Елькина: Не препятствует. Мы это не решаем, мы пишем заключение, где указываем такие моменты.

С. Удельная: То есть, возраст в принципе не является препятствием?

И. Елькина: Не является. По законодательству не определен возраст, ограничений нет в процессе приема ребенка в семью.

С. Удельная: Последняя минута эфира остается. Давайте еще раз, как обустроить жилье для будущего ребенка?

И. Елькина: Обязательно, спальное место удобное. Комната должна быть разделена на зоны для занятий, игры и отдыха. Спальня – это отдых, игра – это может быть шведская стенка, какой-то домик, что-то такое для младшего школьного возраста. И обязательно зона для занятий, для выполнения домашнего задания, освещение – все должно быть комфортно, удобно.

И. Рысев: Пишет Анна по смс: «Нужно ли каким-то образом подготавливать родных детей к появлению в семье приемного ребенка? В чем заключается сложность?».

И. Елькина: Обязательно. Вы знаете, иногда родители до последнего не говорят своему ребенку, что надумали взять ребеночка в семью. Своему кровному, например, лет 6-7 – у него и так возрастной кризис. Мы говорим о кризисах в три, в семь лет, когда ребенок пошел в первый класс, или подростковый возраст. Ребенку обязательно нужно сказать. Безусловно, по возрасту тоже нужно обращать внимание. Можно, например, сходить в детский дом, посмотреть на детей с ребенком. Начать намекать, что такие детки воспитываются в интернате и поэтому им, наверное, не очень хорошо. У ребенка, возможно, появится какое-то чувство сострадания, эмпатии и так далее.

И. Рысев: На этих курсах это проговаривается для родителей, какими способами можно своего родного ребенка подготовить?

И. Елькина: Да, у нас есть литература, мы занимаемся выпуском методическим пособий, есть отдельные памятки, буклеты, где есть такая тема, как подготовить родственников – не только своего ребенка, но и супруга, например. Бывает так, что у одного возникает желание, а второй пока еще не готов.

С. Удельная: Но учится нужно обоим.

И. Елькина. Да. Как подготовить расширенную семью – мам, пап, бабушек, дедушек, если вы все живете вместе и так далее.

С. Удельная: У меня есть пример, когда дети в семье сами захотели, чтобы родители взяли ребенка в семью. А потом начались проблемы, потому что взяли практически одинакового возраста, и тут началось...

И. Елькина: Возможно, это было неосознанное, сиюминутное желание поиграть с кем-то, повеселиться. Общаться и дружить – это одно, а жить вместе и делить общие вещи и так далее – это другое. К сожалению, здесь детская ревность имеет место быть.

С. Удельная: Время подходит к концу. Это наш проект «Мама, папа, я здесь». У нас на сайте вы найдете и аудиопаспорта, и видеопаспорта детей, и рубрику «Рука помощи». Если знаете, что какому-то ребенку нужна помощь – напишите, мы вместе постараемся помочь. Читайте также газету «Источник новостей» и газету «Бизнес-Новости» — это наши партнеры, там мы также печатаем истории детей. «Мама, папа, я здесь» — это наш совместный проект с Департаментом образования и с аппаратом главного инспектора Кировской области. По четвергам в рамках «Дневного разворота» мы берем такие темы, я думаю, полезные для родителей, которые хотят взять детей, только задумываются, может быть, об этом. Пусть и в вашей семье тоже зазвучит детский смех!

И. Рысев: Мы прощаемся. Я прощаюсь до 14:45, с новостями вас буду знакомить до конца дня. А в рамках «Дневного разворота» мы прощаемся с вами…

С. Удельная: Гости, спасибо вам большое, что сегодня к нам пришли. Слушатели, а вам хорошего дня. Светлана Удельная, Игорь Рысев.

И. Рысев: Услышимся, пока.
Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Комментарии отсутствуют
Пожалуйста ответьте на вопрос, который Вы видите на картинке.