Сергей, воспитанник Великорецкой школы-детского дома мог бы стать хорошим футболистом, но в Великорецком нет тренеров по футболу. А у Сергея нет семьи, которая могла бы отправить его в секцию.
В Великорецкой школе - ни души. На этажах скучают без дела поломоечные машины «Lavor». В кабинете, где мы сели поговорить с 10-летним мальчишкой - рядком стоят системники и мониторы. Последняя гроза вывела из строя модем и компьютеры. Сейчас придется везти их в ремонт, сетует директор школы Георгий Чернышов. Потом он уходит, и мы остаемся в свежевымытом и окрашенном к новому учебному году классе с четвероклассником Сергеем.
Мальчишка попал в школу-детский дом в Великорецком два года назад из приюта. В науках не слишком силен, но за эти пару лет немного подтянулся. Так что к старшим классам, если использует свою гиперактивность “в мирных целях”, сможет стать и середнячком. Зато в труде он - если захочет, конечно - один из первых. Сергей показывает нам две “своих” клумбы, над которыми он взял шефство в начале лета - полол, поливал - и теперь они благоухают яркими красками цветов.
В жилом корпусе, который состоит из четырех блоков - по “семьям” - у Сергея есть свой фронт работ. Это кухня. Точнее, ее плиточный пол. Вооружившись тряпкой, он моет его до блеска. А когда в силу своей торопливости оставит мусор, Валентина Праведникова (“мама” 3-й “семьи”, в которой и воспитывается Сережа) не преминет указать на брак.
“К ребятам он относится хорошо, - рассказывает Валентина Алексеевна. - У нас семья вообще неплохая. Если надо немножко приструнить, старший приструнит. Я считаю, он нормальный ребенок. Ну, может быть, чуть активнее своих сверстников. Дружит, в основном с ребятами, своего возраста. Любит играть в войнушки, если ребята затеют на улице”.
10-летний мальчишка выглядит моложе своих лет. И долго думает над каждым словом, когда мы с ним “говорим по душам”. Глаза выдают бойкий нрав (о том, что он весьма боек в жизни расскажут потом и воспитатель, и директор), но язык он старается держать за зубами. И разговаривается лишь, когда переходим к его любимой теме - футболу. Нет, футбол он любит не смотреть или коллекционировать имена любимых кумиров. В футбол он любит играть.
“Я всегда говорила, что, если бы у нас здесь спортшкола с уклоном на футбол, это был бы будущий футболист. Он очень много времени проводит с мячом. Вообще, его отпусти на улицу, дай ему мяч, он наверное про еду забудет, - Сергей при этих словах воспитателя прячет глаза в ворот спортивной курточки. - Я вижу по его повадкам, что у него есть эти навыки. Старшие ребята класса 8-10 ходят вечером играть на площадку у школы. И никого из младших не берут с собой кроме Сергея”.
В этот момент в спальном корпусе начинает зверски пищать пожарная сигнализация. Ее как раз тестируют. “Валя, быстрее, - окликает Валентина Праздникова мальчика лет 12. И дает ему указания: Постой там, нажми ее и сбегай наверх, во вторую семью, скажи, что она сработала”. Через пару секунд сигнализация замолкает и мы можем спокойно разговаривать дальше. Мы сидим в столовой, она же общая игровая и гостиная комната. Здесь телевизор, два стола, большой ковер во всю стену с видом на природу - березки, речка, зеленый луг.
Мы едем по асфальтовой дороге между березками и зеленым лугом. Впереди потрясающий вид на Николо-Великорецкий мужской монастырь. У Сергея, сидящего на заднем сиденье автомобиля, предательски звенит трубка (еще несколько минут назад он говорил, что у него нет телефона, а позвонить дают товарищи). Звонок от папы. Сергей отвечает односложно - да, да, ага, хорошо, пока! Оказывается, папа передал номер маме (которая с семьей уже не живет) и вечером она позвонит. Что чувствует Сергей в этот момент - загадка. Своих эмоций он никак не проявляет, сохраняя настороженный нейтралитет. Но, по словам Валентины Праведниковой, мама в Великорецком за два года не объявлялась. К Сергею приезжают исключительно бабушка и папа или оба вместе. Привозят сладости, какие-то вещи, одежду. В последний раз папа привез сыну кроссовки, которые тот носит не снимая. Вернее, носил. Выясняется, что два дня тому назад, они куда-то пропали из коридорчика, где Сергей их оставил вечером. Тревогу он бить не стал.
“Ну, значит, найдем. Отыщутся. Детский дом у нас не так уж велик, - успокаивает мальчишку воспитатель. Разговор заходит о родителях. - Мне кажется, они не изменились. Вот как я, наверное, могу сказать после того, как видела их лица, когда они сюда приходили. Не скажу, что они стали лучше…”
И все же, когда я спрашиваю Сережу, о чем он мечтает больше всего на свете, он на минуту замолкает, а потом негромко говорит: “Вернуться домой”.
Да, как и все мальчишки и девчонки в его возрасте он любит дни рождения за сладости и подарки, играет в футбол и втайне мечтает стать пожарным (он видел однажды в родном Кирово-Чепецке, как те слаженно боролись с огнем, отбивая у него двухэтажный дом). И все же ни один подарок не заменит мальчишке семьи. Ни один, самый добрый и отзывчивый воспитатель не станет по-настоящему мамой или папой.
“Хорошо бы взял его к себе какой-нибудь футболист”, - говорит нам перед отъездом Валентина Праведникова. А вдруг? - не покидает меня вопрос всю обратную дорогу до Кирова.
Олег Прохоренко
[email protected]
Если вы хотите, чтобы Сергей стал членом вашей семьи, всю необходимую информацию можно получить у главного специалиста отдела социальной защиты детей департамента образования Кировской области Татьяны Видякикиной по номеру 38-16-14.