Формирование творческого коллектива в современных условиях

Блоги 25 августа 2014 577110 0

все блоги автора

Валерий Журавлёв

Директор школы №42

Демографический бум рождения детей в городе Кирове, безусловно, радует тех, кто по роду своей деятельности обязан «сеять доброе, разумное, вечное…» В 2003 году появилось 3,5 тысячи новорожденных в областном центре, в 2008 году эта цифра увеличилась почти вдвое, а в 2013 году городские службы ЗАГСа зарегистрировали 8000 малышей. Нам бы радоваться: жизнь побеждает смерть! К таким «стахановским» темпам решения демографического вопроса город оказался не готов, с точки зрения обеспечения маленьких граждан социальной инфраструктурой. И как можно быть готовым, если десятилетиями в городе «умело» сокращали, делили и продавали, видимо, не рассчитывая, что придут иные времена. К «вечной» проблеме нехватки мест в детских садах спешит добавиться «ее сестра» - проблема обеспечения детей местами в школах. Стоит ли удивляться, ведь последние крупные городские школы построены в начале 90-х годов прошлого века в областном центре. А впереди «кадровый голод» в образовательных организациях. Нашу «новую школу» мы построим на плечах пенсионеров, если, конечно, будет, кому строить. Или автор «сгущает краски» в угоду кому-то? Давайте разберемся.

Факторы кризиса кадровой политики в сфере образования

В последние годы проявилась тенденция к системному увеличению вакансий на специальности в образовательной сфере. 1

- вне зависимости от статуса школы;

  • по направленности предметов;

Предмет

Школа

Начальные классы

№2,№4,№5,№10,№16,№18,№20,№27,№32,№37,№39,

№48,№53,№55,№56,№59,№60,№61,№62,№65,№70,№74.

Русский язык

№8,№10,№52,№60,№73,№74.

Математика

№8,№14,№19,№20,№32,№39,№47,№48,№52,№53,№56,

№59,№65,№70, ВПГ,ГГ,ЛГ.

Физика

№4,№14,№16,№19,№45,Л-21,ВШ№7.

Английский язык

№2,№8,№10,№14,№39,№55,№57,№59,№60,№65,№70,ЛГ.

История

№60,№61,ВШ№7.

Информатика

№16,№65.

Физическая культура

№2,№30,№48,№60,№62,№65,№74,Г-46.

Технология (мальчики)

№13,№14,№53,№54,№58,№60,№62,№65.

Биология

№24.

География

№24.

Химия

№19,№27.

Музыка

№13,№32,№52.

ОБЖ

№51,№65.

Психолог

№18,№32,№55,№62,№65,ЛГ.

Заместитель по УВР

№1,№2.

Педагог-организатор планетария

№27.

Библиотекарь

№32.

Социальный педагог

№45.

Логопед

№67,ЛГ.

Рейтинг вакансий педагогических профессий2

  1. Начальные классы

  2. Математика

  3. Английский язык

  4. Физическая культура

  5. Технология (мальчики)

Администрация школ уже привыкла к тому, что приходится уговаривать учителей начальных классов брать двойную учебную нагрузку. Скоро такая же участь ожидает учителей математики и русского языка. При таком развитии событий надолго ли хватит людей, работающих на износ?

Еще одну проблему придется решать в ближайшие годы: естественный отток учительских кадров по возрасту. Наблюдается устойчивая тенденция старения учительского сообщества.

В 2013-2014 учебном году в городе Кирове насчитывалось 2226 учителей.

Из них до 25 лет – 193 человека (8,7%);

25 – 35 лет. – 275 человек; (12,3%)

35 лет и старше – 1758 человек; (79%)

Из 1758 человек – 411 пенсионеры.(18,5%)

Средний возраст педагога 54 года. Кто будет работать через 5-10 лет в школе?

С молчаливого согласия всех участников образовательного процесса положение по кадровому вопросу усугубляется скрытым дефицитом кадров. Почти никто из учителей не работает на одну ставку в шесть тысяч рублей – не прожить на такие деньги в нашем регионе. Вот и стараются учителя взять часов столько, чтобы прокормить семью. Администрация школы идет навстречу учителям и не показывает в этом случае вакансию по предмету. В настоящее время увеличение учебной нагрузки педагогического персонала в среднем составляет до 24 часов, а по отдельным предметам более двух ставок. Стоит ли удивляться тому, что средний уровень качества образования начал падать.

Средняя зарплата педагогических работников – 22, 801 рубль.

(ставка 6306 р.)

Дошкольный педагогический персонал – 19,635 рублей. (ставка 6609 р.)

Педагогический персонал дополнительного образования – 18, 032 рубля. (ставка 6306 р.)

В 2013 году общая потребность в педагогах по Кировской области составляла более 800 человек.

Пути решение кадрового вопроса

  • В целях поиска эффективных методов решения проблемы на всех уровнях предпринимаются определенные шаги материального и морального стимулирования: ежегодно 50 выпускников школ поступают обучаться на пед. специальности. По условиям договора студенты получают стипендию в размере 5 тыс. рублей, после окончания обучения молодой специалист обязуется 3 года отработать в школе.

  • С 2012 года реализуется программа строительства и предоставления служебного жилья. В 2013 году работникам образования предоставлено 88 квартир. В рамках ипотечного кредитования (постановление Правительства Кировской области от 28.12.2012 №189/878) 30 молодых учителей получили социальные выплаты на погашение части первоначального взноса (в том числе в Кирове 17 человек). На очереди 100 педагогов, претендующих на социальную выплату.

  • Молодым специалистам предусмотрены социальные выплаты в размере 50000 рублей.

Всего в г. Кирове за 2011-2013 гг. воспользовались социальной выплатой 166 человек.

Все делается для привлечения в школы учителей, а кадровая проблема остается, масштабы ее расширяются.

При переходе к рыночной экономике в подготовке учительских кадров была допущена системная ошибка.

Не может школа работать вне рыночной экономики. Спрос должен рождать предложение. В настоящее время на рынке труда приоритеты расставлены, а высшая школа эти приоритеты игнорирует. Давайте посмотрим на нынешний университетский призыв абитуриентов.

Набор студентов ВятГГУ в 2014 году на педагогические специальности очная форма обучения:3


Факультет

Бюджет


Внебюджет

Количество

мест

Количество заявлений

Количество

мест

Количество заявлений

Педагогический факультет. Дошкольное образование.

14

138

10

54

Педагогический факультет. Начальное образование.

9

216

10

72

Факультет информатики, математики и физики.

Математика. Информатика.

16

110

10

124

Факультет информатики, математики и физики.

Информатика. Английский язык.



25

2

Факультет лингвистики.

Английский язык. Немецкий язык.

12

109

15

70

Факультет физической культуры

Безопасность жизнедеятельности

85

116

156

33

Факультет физической культуры

Физическая культура.

7

64

15

38

Филологический факультет.

Русский язык. Литература.

16

90

5

19

Химический факультет. Бакалавр.

-


-


Магистр


5

8

5

3

Естественно-географический факультет

География

23

76

5

21

Естественно-географический факультет

Биология

21

171

5

68

Факультет технологии и дизайна.

Изобразительное искусство. Дополнительное образование.

11

16

10

15

Большое количество заявлений на самые необходимые школе специальности: начальное образование, математика, английский язык, безопасность жизнедеятельности, а в скором времени русский язык и литература. Но на бюджетные места (на область!) от 9 до 16 мест. «Хорошая» прибавка к стареющему учительскому сообществу. На внебюджетных местах положение не лучше.

Школы готовы заключать прямые договора и помогать университету, воспитывать будущих педагогов в рамках целевого приема. Кстати, ученики, у которых красным цветом отмечены баллы, вполне могли пройти на бюджетные места по конкурсу на общих основаниях. Видимо, не состоятелен миф о том, что целевой прием – это возможность слабым ученикам или, скажем прямо, «блатникам» попасть в университет.

Зачисление на 1 курс в пределах квоты целевого приема.

(г. Киров – 14 человек)

Факультет

ФИО студента

ОУ

Педагогическое образование

(2 профиля). История. Обществознание.

Шульмина Ульяна Алексеевна

(263 балла)

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 65» г. Киров.

Щепакова Дарья Геннадьевна

(155 баллов)


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Кирова.

Психолого-педагогическое образование


Чемоданова Юлия Евгеньевна

(217 баллов)

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 65».

Чучкалова Марина Николаевна (220 баллов)

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Кирова

Педагогическое образование (2 профиля). Начальное образование. Дополнительное образование

Корохова Александра Сергеевна.

(214 баллов)


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Кирова.

Педагогическое образование (2 профиля). Изобразительное искусство. Дополнительное образование

Лузянина Александра Олеговна (250 баллов)

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 56» г. Кирова.

Педагогическое образование (2 профиля). Английский язык. Немецкий язык

Казакова Виктория Евгеньевна . (196 баллов)


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. А.П. Гайдара» г. Кирова.

Лингвистика. Перевод и переводоведение (английский и немецкий)

Огородникова Татьяна Олеговна (165 баллов)


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучение отдельных предметов №70» г. Кирова

Специальное (дефектологическое) образование

Куншина Евгения Анатольевна (187 баллов)

МОАУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» г. Кирова

Физическая культура


Крупин Егор Петрович

(285 баллов)

МОАУ ДОД ДЮСШ №5 г. Кирова.

Тюфяков Владислав Михайлович

(297 баллов)

МОАУ ДОД ДЮСШ №5 г.Кирова

Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

Карсакова Екатерина Игоревна (253 балла)


МБОУ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30»

Педагогическое образование (2 профиля). Русский язык. Литература

Шерстнева Елизавета Алексеевна

(243 балла)


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 56» г. Кирова

Математика и компьютерные науки


Автамонова Алёна Александровна (171 балл).

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 65» г. Киров

Педагогическое образование. Дошкольное образование (заочная форма)

Шиляева Ольга Геннадьевна

(195 баллов).


МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №3» г. Кирова

Специальное (дефектологическое) образование (заочная форма)

Сидорова Екатерина Андреевна (122 балла).


МКДОУ "Детский сад комбинированного типа №133" г. Кирова.

Для областного центра – 14 молодых специалистов по целевому приему – это не решение кадровой проблемы.

Встает извечный ментальный вопрос «ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Кто-то скажет: «Да все просто! Сделайте условия труда лучше, чем в других отраслях, и кадровый вопрос будет решен!» Легко сказать, сделайте зарплату учителей, как у банкиров. Мы же в реальном мире живем и не на Западе!

Не все решают деньги!

  • Начинать нужно с увеличения квоты для целевого приема в ВятГГУ. Тогда университет и школа повернутся лицом друг к другу, жизнь заставит совместно работать.

  • Своевременно разработать программу на всех уровнях власти по совершенствованию кадровой политики, с обязательным включением статьи по целевому финансированию школ для решения кадрового вопроса.

  • Система мониторинга позволяет составить объективную картину потребностей города Кирова в педагогических кадрах. За основу необходимо взять величину учебной нагрузки, прописанную в контракте. и все, что выходит за рамки договора, считать вакансией.

  • Рынок труда потребует внедрения контрактной пятилетней системы в ОУ для всех работников.

  • Необходимо увеличить активность на вторичном рынке труда. А это значит вернуть педагогов, которые ушли из школы (или «заблудились» по дороге из университета в школу) в силу различных жизненных обстоятельств.

  • Следущим шагом будет реформирование центров подготовки кадров, чтобы те структуры, которые изначально создавались для выполнения социального заказа в системе образования, именно этим и занимались (ВятГГУ; ИРО Кировской области; МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова).

  • Для создания благоприятных условий труда в сфере образования необходимо комплексное финансирование. Не обманывая себя, среднюю зарплату пед. работников нам придется считать от ставки, а не от нагрузки, учитывая стимулирующие надбавки. Тогда мы выйдем на понимание реального коэфициента повышения зарплаты учителя, чтобы быть конкурентноспособными с другими отраслями хозяйства на рынке труда. Совершенствуя материальную базу школы, мы повысим качество образовательного процесса, создадим условия для развития кадрового потенциала.

  • Расширение программы строительства и предоставления служебного жилья, ипотечного кредитования, социальные выплаты – все это позволит привлечь молодых специалистов в систему образования, удержать тех, кто еще остался в школе.

  • Шире использовать мероприятия морального стимулирования. От учителя зависит будущее нашей страны, нашего региона.

Таким образом, кадровую проблему необходимо решать комплексно и своевременно, иначе мы можем остаться «у разбитого корыта».

1 Вакансии на июль 2014 года по данным департамента образования города Кирова

2 Информация предоставлена департаментом образования г. Кирова на июль 2014 г.

3 Информация опубликована на официальном сайте ВятГГУ.

4 По профильному предмету, математике, у 8 абитуриентов из 12 балл от 32 до 56.

5 В рейтинге первые 7 мест у девушек.(приняты по приказу 4)

6 В рейтинге 9 из 15 мест у девушек.


Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта