Не было гроша, да вдруг алтын

Блоги 1 июля 2014 600405 0

все блоги автора

Валерий Журавлёв

Директор школы №42

Отрадно видеть, как реформы в сфере образования идут полным ходом и намечаются положительные тенденции со времени выхода Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в новой редакции от 29.12. 2012 г (вступивший в силу с 1.09. 2013 г.). Существенно выросла качественная сторона безопасности при проведении государственной итоговой аттестации. Органы власти пересмотрели свое отношение к наградам за ученический труд.



О том, как новый закон лишил школьников медали «За особые успехи в учении», автор выражал обеспокоенность в статье: «Из одного металла льют медаль за подвиг и за труд?»(http://echokirova.ru/posts/13614). Было бы несправедливо не сказать о том, что в этом вопросе произошли кардинальные изменения: лучшие выпускники в 2014 году получат свои медали, благодаря Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 мая 2014 года. Директору школы всего-то надо срочно найти в бюджете деньги, заключить договор с организацией на их изготовление и до 1 октября 2014 года (спасибо, что не до 25 июня) наградить медалью выпускников, соответствующих требованиям нормативной базы.

Законодатели даже разрешили обойти Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Значит, живем по-новому, боремся с коррупцией, но если очень хочется, то можно №44-ФЗ игнорировать?) Ответ на вопрос: «почему можно?» мы найдем в письме Минобрнауки России от 22.05. 2014 №НТ-531/08 «О медали «За особые успехи в учении»: «Министерство полагает целесообразным использовать для вручения выпускникам Медалей остатки золотых медалей, ранее приобретенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования». Вот это хозяйственный подход! Правда, выражение «остатки золотых медалей» не очень подходит к федеральной награде. Ну да ладно, остатки - сладки. Гораздо важнее, что лучшие выпускники все-таки будут награждены золотой медалью «За особые успехи в учении». Кто трудился 11 лет и рассчитывал получить серебряную медаль от Минобрнауки России, может утешиться серебряной медалью от правительства Кировской области. Получить такую награду почетно.

Удивительно, что один выпускник за свой ученический подвиг может быть награжден сразу двумя золотыми медалями «За особые успехи в учении» федерального уровня, и золотой медалью «За особые успехи в учении» регионального уровня (Постановление Правительство Кировской области 21.05. 2014 г. №263/343 «Об утверждении Порядка и условий поощрения ученической медалью»). Внимательный читатель заметит: нормативные акты федерального и областного уровня вышли одновременно. Вряд ли было время соотнести документы – отсюда некоторые несуразности в порядке поощрения ученической медалью.

Критерии отбора претендентов на медаль на региональном уровне строже, чем на федеральном уровне. Если выпускник получил золотую медаль регионального уровня, он обязательно получит медаль федерального уровня (директоров школ предупредили – за это они несут дисциплинарную ответственность). Но на этом награждение выпускников, золотых медалистов, может не закончиться. Дисциплинированные директора школ, следуя нормативным актам (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в новой редакции от 29.12. 2012 г.), осенью 2013 года разработали собственное положение о порядке и условии поощрения школьной медалью «За особые успехи в учении» (за основу брали приказ Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2010 г. №140).

В соответствии с локальным актом, выпускники в третий раз (уже на школьном уровне) могут быть награждены медалями за те же самые заслуги. Кто считает, что «кашу маслом не испортишь» в отношении вручения медалей, думаю, несколько заблуждается. В настоящее время мы получили «девальвацию» такого понятия, как медаль «За особые успехи в учении». Жизнь покажет, останутся ли медали трех уровней как моральный (а в некоторых случаях как материальный) стимул для учащихся. Наконец-то детский труд соотнесли с взрослым трудом в части наград разного уровня.

Возможно, законодатели в будущем учтут некоторые несоответствия в законе и сделают поправки в порядок и условия поощрения ученической медалью, где выпускник будет иметь право получить медаль только одного уровня, причем, было бы правильным соблюсти иерархию критериев к медалям – федеральная награда должна быть выше уровнем, чем региональная, а региональная, чем школьная. Государственные награды, обычно, изготавливаются из драгоценных металлов. Было бы правильно, чтобы цена медали измерялась не только количеством «пролитого пота» выпускника, но и материальной ценностью самой медали. Тогда желание администрации школы «вылепить» «липовых» медалистов уменьшится. А за выпускников 2014 года можно только порадоваться – они имеют уникальную возможность стать трижды медалистами, правда, с минимальным количеством привилегий. Надо признать - реформы в сфере образования идут, жизнь вносит в них свои коррективы, порой самые неожиданные, а нам остается удивляться и надеяться: все что, ни происходит – все к лучшему.

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта