Чему учат в наших школах и каково ее учителям и ученикам? Вечный вопрос…

Блоги 28 марта 2014 621497 0

все блоги автора

Александр Рашковский

краевед, блогер

На этой неделе обнаружил в архиве интересное мнение о школе за 1897 год:

«Чему научает гимназия своего ученика?

Всему и почти ничему. Потому именно почти ничему, что всему.

Господа педагоги говорят, что они и не задаются целью снабдить ученика средней общеобразовательной школы познаниями, а главным образом «учат его учиться» и развивают способность мышления изучением грамматики древних языков.

Если вселить отвращение к древним языкам, то есть к изучаемому предмету, на языке господ педагогов значит «научит учиться», то нужно признаться, что такой науке они обучают учеников в совершенно достаточной степени.

С одной стороны учитель, дурно оплаченный, переутомленный и раздраженный, составляет бесчисленные ведомости для высшего начальства, которое ему ни в чем не верит, а потому тщится уконтролировать каждый его шаг при помощи различных ведомостей.

Не только ни малейшего отступления от программы учителю не дозволено, но и на руководство своих учеников он не имеет право. Одним словом его достоинство оскорблено и унижено так, как разве оскорбляют и унижают достоинство почтового старосты.

С другой стороны ученик, с которым все начальники формально вежливы, но до затруднений и мучений которого никому нет дела.

Что выносит ученик из такой школы?

Слабое зрение, атрофированную мускулатуру, плохую кровь, расстроенную нервную систему, дурные манеры и физическую неловкость, обрывки разносторонних ничем не связанных и поверхностных познаний, весьма плохое знание русского языка и истории, а главное, как венец всего, — значительную долю пессимизма».

Цитировано по газете «Вятский край», 1897, 20 сентября, с.1.

Это же самое касается сегодня и нашей высшей школы.

Разве не вечный вопрос? Но пытаются ли его решить и нужно ли его решение чиновникам от образования?

Александр Рашковский, 26 марта 2014 года.

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта