По итогам Второго Тверского международного форума речного туризма

Блоги 12 сентября 2014 567279 0

все блоги автора

Александр Соснин

Глава круизной компании «Инфофлот»

ЗавершилсяВторой Международный форум речного туризма, который проходил в Завидово Тверской области. В форуме участвовали представители Ростуризма, местных органов самоуправления и власти во главе с губернатором Тверской области Андреем Шевелевым, руководители туристических компаний, в том числе круизных компаний«Речного альянса».


Фото:http://www.radisson.ru/hotel-zavidovo

Приятно, что крупное и хорошо организованное мероприятие целиком посвящено речному туризму. Это нужное для развития отрасли дело. Ценно неформальное участие в форуме органов исполнительной и законодательной власти Тверской области. Видно, что это неравнодушные и открытые для общения и новых идей люди. При этом думаю, что для будущих форумов, возможно, стоит переставить некоторые акценты.

Речной туризм: круизный или яхтенный?

Во-первых, следует разграничить круизный туризм и яхтенный туризм. На форуме то и дело эти два вида туризма рассматривались как единое целое. На самом же деле круизный и яхтенный туризм не имеют почти ничего общего, кроме того, что оба связаны с водой. Целевая аудитория, необходимая береговая инфраструктура, плавсредства, требования к береговому туристическому обслуживанию – все это у круизного и яхтенного туризма абсолютно разное.

Я буду говорить о том, чем мы профессионально занимаемся – круизном туризме.

О причалах

Начну с самого простого и бросающегося в глаза. Форум по речному туризму уже во второй раз проходит в Тверской области. Казалось бы, при таком внимании местных властей к речному туризму береговая инфраструктура для приема судов в области должна развиваться. Но нет: количество городов Тверской области, способных принять круизные суда, в последние годы уменьшается. За последнее время не открыто ни одного причала, при этом в 2012 году были закрыты круизные причалы в Кимрах и Конаково, а в 2014 году упразднена единственная в области зеленая стоянка Сосенки. Из Калязина увели понтон, из-за чего подход и стоянка круизных судов в Калязине при сильном ветре стали затруднительны.

Что осталось? Весьегонск, причал в котором построен и содержится за счет местного винзавода, но до которого могут дойти суда не всех габаритов, и собственно Тверь. А ведь если круизные суда не могут подойти к городу, то о каком развитии речного туризма можно говорить? Причем установка и обслуживание причалов – не такое сложное и дорогое дело, если говорить о больших федеральных или региональных программах развития туризма. Вот на что бы обратить внимание в первую очередь.

Тверь – тоже головная боль круизных компаний. Первое, что видят туристы прибывающих сюда судов – разваливающееся здание речного вокзала (интересный фоторассказ о тверском речном вокзале тогда и сейчас) и неблагоустроенные набережные Волги и Тверцы. А ведь первое впечатление влияет на все дальнейшее восприятие города. Потенциально это место красивое и притягательное, способное создать у гостя положительное первое впечатление от Твери. Но для этого надо благоустроить набережные и отреставрировать здание речного вокзала. Такие планы у тверских властей есть, и будем ждать их скорейшей реализации. Во всяком случае, это будет настоящее, реальное дело по поддержке круизного туризма в области.

Из внушающего оптимизм: на форуме был презентован проект «Ярославское взморье». Это новая курортная зона на южном берегу Рыбинского водохранилища, где будет предусмотрена возможность стоянки круизных судов. Правда, новый курорт находится не в Тверской, а в соседней Ярославской области. Думаю, что и Тверская область, особенно район Конаково, нуждается в подобной стоянке.


Фото:http://vzmorie.com

Создание круизного продукта: роль государства и бизнеса

Государственные программы развития инфраструктуры, туризма и так далее могут быть нужны и важны, но давайте не забывать о бизнесе. На форуме бизнесу уделялось очень мало внимания; в лучшем случае говорилось о государственно-частном партнерстве.

Например, заглянул на секцию «Технологии создания и продвижения конкурентоспособных турпродуктов в сфере речного туризма». Работа секции была построена интересно: участники, разбившись на команды, готовили и презентовали свои концепции – как создать и продвинуть эти самые конкурентоспособные турпродукты. Вот, думаю, послушаю свежие идеи. Но услышанное разочаровало. Концепции представляли из себя что-то вроде набросков государственных программ по организации речных круизов. Государство построит теплоход, сделает рекламу, продаст путевки, обслужит туристов, и наступит идеальный мир.

Хотелось сказать: ребята, да не работает это так, как вы пытаетесь придумать. У государства другие функции. Государство может содержать водные пути, какую-то часть береговой инфраструктуры, благоустраивать территории, восстанавливать культурные объекты. А рядом должны находиться люди, которые относятся к туризму как к бизнесу. Не как к государственной программе и даже не как к культуре и истории. А как к бизнесу. Ведь это задача бизнеса – создавать и продвигать качественный турпродукт. Со всеми соответствующими подходами. И вот тогда (и только тогда), в содружестве государственного и бизнес-подхода, и рождается качественный речной круиз.

Думаю, что, формируя концепцию следующего форума, было бы правильно подходить именно с этой позиции.

Внутренний водный туризм в России и в мире

Меня попросили рассказать на форуме о том, каковы принципиальные отличия внутреннего водного туризма в России и за границей, а также об основных стоп-факторах для круизного туризма в России.



На мероприятии буквально витало мнение, что российские речные круизы безнадежно отстают от зарубежных аналогов по сервису. Это отражает преобладающее представление наших сограждан о речных круизах. И, напротив, представления о речных круизах по зарубежным странам несколько завышены. Договорились до того, что одна из выступающих, говоря о круизах по рекам Германии, сказала, что на всех рейнских и дунайских судах есть шикарная развлекательная программа, и даже разнообразные дискотеки для людей разных возрастов. Выступающая, видимо, ни разу не была в речном круизе по Европе, хотя ее доклад был посвящен именно этим круизам. А вот те в зале, кто в таких круизах бывал, недоуменно переглянулись.

Истина, как всегда, посередине. Уровень сервиса на российских и зарубежных речных судах сейчас примерно одинаков. Кстати, развлекательная программа на российских речных судах гораздо объемнее и разнообразнее, чем на иностранных. Качество обслуживания на берегу тоже примерно одинаковое. Так что представление о том, что круизы по России по этим параметрам отстали от зарубежных – не более чем штамп.

Но есть один момент, в котором российские круизы проигрывают – это возраст флота. В России средний возраст речного круизного судна – 30 лет, за рубежом – 10. Причем возраст судна мало влияет на его комфортабельность (многие российские суда прошли такую серьезную реконструкцию, что от старых внутренних помещений там не осталось вообще ничего). Не влияет возраст судна и на безопасность плавания (судам делается весь необходимый ремонт и дооборудование).

Возраст судна влияет только на две вещи, но вещи это существенные. Первое – на экономику эксплуатации судна. Второе – на отношение части речных туристов, которые при прочих равных условиях выберут более новое судно (особенно это актуально для зарубежного круизного рынка).

То есть российский речной флот находится в невыгодном положении относительно зарубежного. Сколько раз в разговорах с иностранными коллегами звучало удивление: почему же в России нет нового круизного флота? Ведь везде же он есть? А причин здесь три:
1. Относительно короткая навигация. В России она в среднем составляет 120 суток, в Европе – 240, в Китае – 270 суток, в США – 300 суток. А ведь все время, когда судно стоит, оно не зарабатывает, а тратит деньги.
2. Цена путевки. Два года назад я давалсравнительный анализ цен на речные круизы в разных странах; с того времени мало что изменилось. Речные круизы по России – практически самые дешевые в мире, то есть доходная часть у них меньше, чем в других странах. А расходная часть у речных круизов в разных странах схожа.
3. Условия кредитования. Для строительства флота нужны длинные (10-15 лет) и недорогие (3-4% годовых) кредиты. Таких условий в России пока нет.

Несмотря на это, я сохраняю оптимизм по поводу грядущего строительства новых судов для рек России. Что-то обязательно изменится.

Блоггеры в круизе

Двое блоггеров – Илья Соловьев (Россия) и Лоран Фонтэн (Франция) накануне побывали в речном круизе на теплоходе «Карл Маркс», который как раз ходил из Москвы в Тверь и обратно. Отдельная секция форума была посвящена их впечатлениям.

Взгляд этих ребят особенно интересен, потому что Илья раньше не бывал в речных круизах, а Лоран – бывал, но в зарубежных. Их положительная оценка того, что делает российская круизная компания (а именно – наш «Инфофлот») приятна.

Небольшой фоторассказ Ильи можно почитатьздесь. Там же есть ролик о круизе, где начиная с 4:00 идет необычная ускоренная съемка прохождения части канала имени Москвы.



Итак, обобщая сказанное…

Идея организации форума по внутреннему водному туризму – хорошая и своевременная. Что, на мой взгляд, было бы целесообразно учесть в следующий раз:
- четко разделить круизный и яхтенный туризм;
- увеличить количество выступлений и обсуждений, касающихся работы речного круизного бизнеса;
- ну и, безусловно, хотелось бы, чтобы наконец на Тверском форуме прозвучал рассказ о том, что за истекший год в области где-то построен реальный круизный причал, а где-то благоустроена реальная набережная, которая встречает пассажиров круизных судов.

Я думаю, что если работать в этом направлении, то у форума - хорошее будущее. Тогда форум станет местом встречи профессионалов, не побывать на котором будет нельзя.

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта