Почему новая программа развития АПК не решает старых проблем

Блоги 15 октября 2014 544852 1

все блоги автора

Сергей Доронин

Депутат Госдумы VI созыва

В конце сентября состоялось юбилейное, 55-е заседание думского Комитета по аграрным вопросам. Обсуждали важнейшую тему:изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы.
Само намерение внести в неё поправки, я считаю, правильным. Документ утвердили больше двух лет назад. Ситуация изменилась радикально: достаточно вспомнить про санкции.

Абсолютно правильное намерение – снизить долю софинансирования проектов со стороны бюджетов субъектов Федерации. У большинства регионов просто нет денег, они скапливаются в федеральном бюджете. Поэтому предлагаемое разделение, когда 80% расходов берёт на себя Федерация (сейчас доля ее участия гораздо ниже), более чем разумно.

Следующая неплохая идея – создание программы по развитию овощехранилищ, призванной помочь отечественным производителям довести свои продукты до покупателей. В Россию только помидоров ввозят в год почти на 900 миллионов долларов (это где-то 35 миллиардов рублей по нынешним ценам). Конечно, куда разумнее создать отечественную инфраструктуру, и здесь это делать. Здесь софинансирование центра и регионов и вовсе идёт в соотношении 95:5.
Но все эти благие намерения разбиваются о гораздо более серьёзный вопрос. Если доля регионального софинансирования снижается, а федерального – растёт, то, казалось бы, центр должен выделить АПК дополнительные деньги.

Ничего подобного! Изначально, в принятом в 2012 году тексте, финансирование Госпрограммы на 2015 год планировалось в объёме более 175 миллиардов рублей. Сейчас же правительственные ведомства выдают цифру в 170 миллиардов. Это уже уменьшение.
Но и это сумма, что называется, «от лукавого». В неё, во-первых, теперь включены ещё и расходы на сельские дороги. Это 7 миллиардов рублей, которые раньше проходили через Росавтодор, а теперь эти расходы придётся покрывать из и так уменьшившегося бюджета Госпрограммы. А во-вторых, реальная покупательная способность рубля сильно уменьшилась за счёт резко подскочившей инфляции (она в нынешнем году даже официально превышает 7%, а на практике, похоже, гораздо выше) и курса доллара.

Получается, что вместо необходимого «плюса» селу опять сделают «бюджетное обрезание». И это притом, что у отрасли появилась новая задача – импортозамещение. И она требует немалых вложений:Минсельхоз оценивает потребность в дополнительных ассигнованиях здесь в 77 миллиардов(в 2015 году).
Но и это ещё не всё! А как вам «подарок» от Центробанка в конце июля – прямо перед тем, как был запрещён импорт продовольствия – повысившего ключевую ставку? Она теперь 8%. Если бы о таких ставках узнали, скажем, немецкие или финские фермеры, они бы ушам своим не поверили. А у нас это, якобы, нормальная стоимость кредита.

Есть ещё проблема так называемого Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном. Посмотрите: ЕС раз за разом объявляет России всё новые санкции. И их поддерживают все государства Евросоюза – хотя многим из них это, извините, «как серпом по одному месту».
А вот наши вынужденные ответные меры члены Таможенного союза не очень-то поддержали. Скорее наоборот. Мы сейчас наблюдаем факты, когда через соседние страны нам контрабандой пытаются завести запрещённые товары. Более того, предприятия Белоруссии по бросовым ценам покупают в ЕС подешевевшее молоко, перерабатывают его, и выводят молочные продукты на наш рынок. Фактически подрывая и позиции наших крестьян, и саму идею контрсанкций, а мы, похоже, просто молчим.

И в таких условиях российских предприятия должны вкладывать в развитие производства? А что они будут вкладывать?! Государство свои инвестиции сокращает. Стоимость кредитов – бешеная. Плюс у предприятий АПК огромная задолженность (порядка 2 триллионов рублей), и все наличные средства уходят на выплаты по кредитам. Причем, решений этой проблемы ни в старой, ни в новой версии Госпрограммы не предлагается, как будто её и нет вовсе.

Оригинал

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта