В Кирове снесут дом купца Лебедева с уникальными наличниками

Блоги 14 октября 2016 8782 0

все блоги автора

Антон Касанов

Историк,блогер, автор проекта "Пешком по Вятке"

14 сентября 2016

Продолжается уже ставшее систематическим разрушение исторического центра Вятки. Недавно мы писали про то, что к сносу приговорили дома купцов Якова Прозорова и Федора Лаптева во второй (южной) части города. В последние недели августа стало известно, что в ближайшей перспективе будет расселен и снесен еще один важный памятник вятской старины — главный дом усадьбы купца Лебедева с красивейшими наличниками. На здании по адресу: улица Дерендяева, д. 61 недавно появилась соответствующая информация на синей табличке.


DSC_1674.jpg

DSC_1679.jpg

Бывшая улица Всехсвятская (ныне—Дерендяева) сейчас небогата стариной. В 1990-е и начале «нулевых» с этой городской магистрали пропало почти все, что здесь было построено в дореволюционныйпериод. Из оставшегося—Александровский католический костел, дом купца Станислава Якубовского и два здания (61 и 61а) бывшей усадьбы Лебедева. О главном ее доме, ныне ужеобреченном на смерть, сегодня наша историческая справка.


foto_2.jpg

Главный дом усадьбы И.И. Лебедева (ул.Дерендяева, 61). Конец октября 1993 г.

Участок к югу от новой Московской дороги, между Всехсвятской и Владимирской церквями стал застраиваться достаточно поздно—лишь в середине XIX века. К 1880 г. статский советник ПоликарпЛожкин построил на улице Всехсвятской между Копанской и Стефановской (сейчас—Герцена и Молодой Гвардии) дом и два деревянных флигеля в один этаж. Квартиры в усадьбе активносдавались самым разным квартирантам. Среди них числятся довольно известные в региональной истории лица. Например, в 1877 г. у Ложкиных жила вдова вятского почтмейстера и гомеопата Дмитрия Долматова, который также знаком краеведам как меценат-попечитель и товарищ художника Аполлинария Васнецова.

foto_1.jpg

Дом усадьбы И. И. Лебедева (ул. Дерендяева, 61а). Конец октября 1993 г.

В 1895 г. имущество Ложкина переходит к мещанину (позднее—купцу и личному почетному гражданину) И. И. Лебедеву. В том же году Лебедев поделил купленный участок и продал его северную частьпредпринимателю польского происхождения С. О. Якубовскому. В начале XX в. Лебедев начинает активно перестраивать свою усадьбу по проекту архитектора Э. К. Нюквиста, именно тогда дома приобретают современный вид. К 1909 г. у Лебедева на участке уже два деревянных двухэтажных дома и четыре одноэтажных деревянных флигеля.

image.jpg
Главный дом усадьбы И. И. Лебедева.1960-е гг.

Уникальная черта лебедевских домов—наличники окон с оригинальной резьбой. Такой тип наличников, выполненных в технике сложной объёмной резьбы, часто применявшейся для украшенияиконостасов церквей, большая редкость в современном городе. Краевед В. А. Любимов в книге «Старая Вятка. Квартал за кварталом» так писал о возможном авторе этих наличников:

«…Кажется, я знаю имя резчика этих «иконостасных» наличников. Знание это, как и многое в этом наполовину непознанном и на две трети порушенном городе, зиждется лишь на интуиции да логике. Да еще на простом желании как-то, пусть с массой оговорок, заполнить пробелы пустоты нашей памяти. Попавшийся на глаза каталог выставки А. И. Деньшина (1976 г.) добавил уверенности. За тридцать лет до той выставки и за два года до своей смерти художник, как бы прощаясь с родным городом, зарисовывал резьбяные украшения старой Вятки. Имя мастера указал лишь однажды, на рисунке наличника окна дома 71 по ул. Дерендяева: «Мастер И. П. Исупов 1900 годы». Дом этот стоял чуть дальше, по направлению к нынешней облбольнице (тогда - заброшенному Ахтырскому кладбищу), где-то сразу за Стефановской (М. Гвардии), и принадлежал канцелярскому служителю, некоему Огородникову. А до Огородникова (до 1899 г.) числился за цеховым Деньшиным. Резьба на деньшинском рисунке не походит на украшения лебедевских домов, но почерк чувствуется один. О близости 71-го дома к нашим (61 и 61-а) и к исуповскому дому-мастерской в предыдущем, 20-м квартале уже и не говорю... Сохранятся ли эти наличники, этот уже наполовину порушенный уголок старой вычурной Вятки?»


DSC_1684.jpg

Дома Лебедева в дореволюционный период были доходными и нам известны имена нескольких их любопытных квартирантов. В начале XX в. здесь жила семья Дравертов. Отец семейства—крупныйчиновник польского происхождения Людовик Станиславович Драверт работал председателем сессии Казанской судебной палаты. Согласно семейной легенде, в Польше былодвереки—Драваи Верта, они и могли стать основой для фамилии. О судьбе выросшего в доме с наличниками Петра Драверта мы недавно писали подробную статью. Он стал ученым-геологом, писателем, поэтом и одним из наиболее ярких мечтателей своего времени. В доме на Всехсвятской Петр в юности квартировал со своей сестрой Ксенией—юной вятскойпоэтессой, которая писала под псевдонимом «Тревард». В 1906 г. вышел ее первый сборник стихов, их печатали даже в главной региональной газете «Вятские губернские ведомости». Через год после выхода сборника поэтесса уехала во Францию, получила блестящее образование в Сорбонском университете, в Россию больше не возвращалась.

DSC_1676.jpg

Вторая любопытная семья, жившая в лебедевской усадьбе, была уже не польского, а французского происхождения. Именно здесь квартировала Елена Гогель—директор вятской губернской библиотекипервых послеоктябрьских лет. За короткий промежуток времени Елене Владимировне удалось создать то мощное ядро книжного фонда Вятской публичной библиотеки, которое вывело ее в число богатейших книжных собраний нашей страны. Любопытно, что предки Гогель приехали в Россию из Франции еще в XVIII в. по приглашению Екатерины II.Многие из родственников Елены Владимировны были известными военными деятелями, а портрет генерал-майора Ф. Г. Гогеля и вовсе находится в «Галерее героев Отечественной войны 1812 года» в Эрмитаже.

image003.jpg
Е. В. Гогель

В 1918 г. дома уже по улице Дерендяева были отобраны у купца Лебедева и муниципализированы как коммунальное владение №12 в составе: дом двухэтажный деревянный с каменным подвалом, два дома двухэтажных деревянных на каменных фундаментах и флигель одноэтажный деревянный. При советской власти дома стали коммунальными и были густонаселенны самыми разными жильцами. До сего времени сохранились лишь два лебедевских здания: 61 А и 61. Последний, главный усадебный дом, который помнит и Дравертов, и Гогелей вскоре будет уничтожен.

DSC_1692.jpg

Фото: ГАСПИКО, А. Кирюхин, С. Суворов

Оригинал

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта