Вятский омнибус - отец автобуса

Блоги 15 ноября 2013 643097 0

все блоги автора

Антон Касанов

Историк,блогер, автор проекта "Пешком по Вятке"

В этом году свое 70-летие отмечаеткировский троллейбус, о чем я совсем недавно писал постТроллейбусы в Кирове: 70 лет на линии. Байки и истории. Пассажирские же автобусы в нашем городе начали организованно перевозить граждан лишь с 1 мая 1934 г. Возникает логичный вопрос, на чем же передвигались вятчане/кировчане до появления привычных нам видов транспорта? Не совсем верно думать, что одинокая лошадка была единственным средством передвижения. На самом деле, в началеXXв. популярным транспортом для наших земляков являлся ныне забытыйомнибус.

Что такое омнибус?БСЭ дает вот такую краткую справку: «Омнибус (от латинского «для всех») – многоместный конный экипаж с платными местами для пассажиров, совершавший регулярные маршруты в городах до появления автобусов. Широкое распространение омнибусы получили с 30-х годовXIXв. сначала во Франции и Англии, а затем и в других странах Европы».В Европе с развитием других видов транспорта использование омнибусов полностью прекратилось в началеXXв. Устаревшим термином «омнибус» во Франции стали обозначать пассажирский поезд (в отличие от скорых поездов и экспрессов).

68567657568567677
Омнибус. 1906 г.

Однако в отличие от европейских странв России началаXXв. омнибусы были чрезвычайно распространенным видом транспорта. В Вятке первые омнибусы появились лишь в 1909 г. Предпринимательница Анелия Августовна Пекарская организовала движение омнибусов по губернскому центру от железнодорожного вокзала «ВяткаI» до гостиницы Миронова (напротив современного театра на Спасской). Достаточно динамичная деятельность Пекарской и ее омнибусов сподвигла Вятскую городскую думу рассмотреть вопрос о «правильном движении» этих транспортных средств на улицах города. 31 июля 1909 г. дума утвердила правила движения омнибусов по городу. По ним, движение омнибусов начиналось с 7 часов утра и кончалось в 7 вечера, между конечными пунктами были установлены 3 остановки. В этих местах были поставлены специальные вывески. Плана за проезд была следующей: для взрослых – 5 копеек за 1 остановку, для учащихся и детей – 2 копейки, дети до 4-х лет ездили бесплатно. Всего омнибус вмещал в себя 8 человек.

В омнибусах запрещалоськурение и в них не допускались лица с признаками алкогольного опьянения и больные. Для лучшего извещения публики о проходе омнибусов они были снабжены специальными колокольчиками. На конечных пунктах – на станции ВяткаIи у гостиницы Миронова стоянка омнибуса определялась в полчаса. Маршрут движения омнибусов был таким: от железнодорожного вокзала по ул. Владимирской (ныне К. Маркса) до здания земской губернской управы (ныне библиотека им. Грина), далее шел поворот на ул. Спасскую, и оканчивалось движение у гостиницы Миронова на пересечении улиц Спасской и Николаевской (ныне Ленина).


peter1900

Сначала вятчане воспринимали омнибусыкак некое развлечение или забаву. Газета «Вятская речь» в 1909 г. писала:«Публика спешит воспользоваться новым способом передвижения в виде прогулки на вокзал».Однако тут надо заметить, что наряду с развлекательными целями омнибусы сразу же начали приносить и практическую пользу, так как время их отхода и прихода на вокзал было согласовано с прибытием и отправлением практически всех поездов. Постепенно омнибусы расширяли географию своего передвижения, в началеXXв. они ездили из Вятки в Слободской, удавалось за день сделать два рейса, плата за проезд составляла 1 руб. с человека. Зимой же омнибусы тоже ездили по городу, можно было даже заказать специальный экипаж с «меховыми одеялами».
Омнибусы долго служили вятчанами только с появлением привычных нам автобусов лишь в конце 20-х годовXXв. начали исчезать с улиц Вятки.

Омнибус-в-СПБ

P.S.Кстати очень забавно:в 1880-х гг. литератор Глеб Успенский с ностальгической грустью писал:«Вот-вот уже исчезнут эти чудные кони в наборной сбруе, эти бубенчики с малиновым звоном... и вместо этого будет ходить по земле какой-то коробок, вроде стряпучей печки, и без лошадей, и будет из него валить дым и свист».Успенский, как показало время, был абсолютно прав.

по материалам и фото ГАКО, А.В. Колотова,www.krasplace.ru,www.hellopiter.ru,blog.fontanka.ru

Оригинал

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта