Целевиков под контроль!

Блоги 3 апреля 2014 620701 0

все блоги автора

Михаил Курашин

руководитель региональных программ фонда "Соработничество"

Наконец-то государство начинает не на словах, а делом реализовывать стратегию по изменению политики в отношении трудовых ресурсов...
Много разговоров на разных уровнях посвящено тому, чтобы обсудить (поспорить, пожаловаться и т.п.) ситуацию на рынке труда и смежных вопросах. Вузы жалуются на отсутствие государственного заказа, реально отражающего потребности экономики в трудовых ресурсах, предпринимательское сообщество, в свою очередь, критикует вузы за качество подготовки молодых специалистов, школы "подзабыли", что такое "профориентационная работа" и скатились по проведения малоэффективных мероприятий.
Первой "ласточкой" на региональном уровне к изменению политики в этом направлении можно считать создание областной комиссии по определению государственного задания учебным организациям по плану приема, исходя из потенциальной потребности и данных службы занятости. В прошлом году был брошен "пробный шар". В этом году задание формировалось уже более жестко.
На сегодняшнем заседании координационного совета (в которых входят не только представители различных госструктур, но и руководители предприятий области) ректором ВятГУ Валентином Пугачем была представлена информация об изменениях, которые грядут в свете принятия федерального закона "Об образовании в РФ". В частности, речь шла об изменении порядка целевого набора на бюджетные места в вузы.
Раньше целевые направления получали выпускники школ, имеющие (по мнению ректоров вузов) не самые высокие баллы по ЕГЭ, обладающие "возможностью" получить такое направление и, что самое главное, никакой ответственности и контроля за результатами такого целевого обучения не было, в принципе, ни с чьей стороны. Оформлялись сомнительные договора на целевое обучение, в ряде случаев, которые не исполнялись, как по мерам соцподдержки студентов (стипендии от предприятий, льготы и т.д.), так и по последующему трудоустройству.
Сейчас меняется сам порядок целевого направления. Направление может выдать только орган государственной или муниципальной власти, либо предприятие, в уставном капитале которого есть доля государства.
Что меняется? Меняется отношение к ответственности за то, что за бюджетные деньги и бесплатно для самого молодого специалиста, этот выпускник будет в последующем интегрирован в экономику и будет работать по специальности. Таким ответственным лицом становится государственный орган, выдавший направление.
А значит, теперь государственные и муниципальные структуры и предприятия уже должны будут более внимательно относится к тем, кому они дают направления, а главное - научатся учитывать и прогнозировать рынок труда на своей территории.
Кто-то скажет о том, что фактически ничего не меняется. Но если сегодня департаменты определяют и защищают перед бюджетом свои "заказы" на подготовку специалистов, то, вполне логично, решение об утверждении контрольных цифр по приему для них будет обязательно соотноситься с реальными показателями по целевикам и их дальнейшему трудоустройству. Следовательно, тот орган, который не будет ответственно относиться к целевому набору может быть наказан, как рублем, так и по административной линии.
Есть мнение, которое было озвучено на совещании, что потеря негосударственных предприятий в списке тех, кто может направлять целевиков, негативно повлияет на эффективную реализацию закона. Мне кажется, что для них переход от трехстороннего договора (предприятие - абитуриент - вуз) к четырехстороннему (предприятие - госорган - абитуриент - вуз) не является чем-то критичным. Просто государственный или муниципальный орган власти, будучи ответственным за целевую подготовку за, подчеркиваю, бюджетные средства, будет более внимательным и требовательным к предприятию с точки зрения исполнения им всех заявленных договором обязательств по соцподдержке и последующему трудоустройству.
Выиграют от этого должны все. Государство повысить эффективность расходования бюджетных средств на подготовку кадров для экономики территории, предприниматели смогут получать специалистов, подготовленных с учетом их предложений и специализаций, вузы и ссузы будут получать более подготовленных и мотивированных абитуриентов, что скажется, в том числе, на качестве их подготовки...
Но, думаю, есть и другие мнения и аргументы и предлагаю их высказать, так как сегодня продолжается работа по подготовке предложений, как по этому закону, так и в целом, по изменению государственной политики в отношении трудовых ресурсов.

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта