Города Зеро

Блоги 28 января 2015 493576 0

все блоги автора

Олег Прохоренко

Главный редактор газеты "Бизнес Новости" в Кирове

Знаете в чем основная разница между российским и американским кино? Нет, вовсе не в мастерстве актеров, объеме спецэффектов или мировоззрении. Наши именитые режиссеры - Андрей Кончаловский, Тимур Бекмамбетов или Сергей Бодров, давно уже снимают свои фильмы в Голливуде, приглашая на главные роли американских звезд и делая не менее эффектную компьютерную графику.

На днях я досмотрел первый сезон фильма “Настоящий детектив” (True Detective) и обнаружил интересную особенность, на которую раньше почему-то не обращал внимания. В США фильмы снимают всегда (если это, конечно, не сказка или фантастический блокбастер) с привязкой к местности. В этом фильме я с удовольствием познакомился со штатом Луизиана - его болотцами и степями, с его одноэтажными городками и пьющими за рулем полицейскими. Но главное, можно было со 100-процентной уверенностью определить, в каком месте происходит то или иное событие - в каком городе, на какой улице и в каком здании. Зацепило так, что специально погуглил дополнительно про Луизиану - штат на побережье Мексиканского залива с городом Новый Орлеан, который воспели The Animals, где родился Луи Армстронг и который был почти уничтожен ураганом Катрина.

Но это в Голливуде. А у нас? Какой фильм ни возьми, действие происходит либо в столице, либо во второй столице, либо в среднестатистическом городе с непонятной самоидентификацией. “Где-то в провинции”. Ну, если не брать в расчет бекмамбетовские “Ёлки”, где перемещение по городам и весям просто является главной “фишкой”. Скажите, много вы видели художественных фильмов, где фигурировал бы город Киров? Не как название населенного пункта, откуда приезжают в столицу странные люди со светлыми мыслями, а как конкретный город, где живут люди и происходят события? Я - не помню. Даже “Карусель на базарной площади” - фильм по сценарию Альберта Лиханова с участием Регимантаса Адомайтиса и Сергея Гармаша, снятый в 80-е в моем родном Слободском, нигде не упоминает название городка. И почти всегда в российском кино это такой “Город Зеро” - типичный и безымянный.

Можно, конечно, порассуждать об отсутствии в России в отличие от США истинного федерализма и чрезмерной зацикленности на столицах. Мол, для наших режиссеров, обучавшихся непременно в столичном ВГИКе все, что за пределами МКАД - уже просто государство Россия, а не Киров или Кострома.

А может, мы просто всегда чего-то стесняемся? Боимся провести параллели и снять конкретные кварталы на конкретных улочках с конкретными людьми, говорящими на своем особом наречии? Боимся обидеть людей. Боимся показать страну в неприглядном свете, боимся обшарпанных стен, побитых окон, дырявых дорог (зато с упоением показываем все это, но уже в безымянном городе). Нет, в последнее время появилось несколько фильмов-”сказок” - об Алтае и Карелии. Но даже в них ощущение присутствия происходит лишь в лоне природы.

А хотелось бы узнавать родную страну и по фильмам тоже - быт, нравы, обычаи. Все-таки внутренний туризм сейчас, как прогнозируют эксперты, станет нормой. И надо знать, куда отправиться.

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта