Плюсы и минусы системы общественного транспорта: сравниваем Ижевск с Казанью, Пермью и Кировом

Блоги 23 февраля 2017 11320 1

все блоги автора

УДМУРТИЯ

информационное агентство

ИА «Удмуртия» проанализировало систему общественного транспорта в столицах четырех регионов


Внекоторых городах говорят: «Быстрее пешком дойти, чем автобуса дождаться». ИА«Удмуртия» выяснило, вкаком городе удобнее устроен общественный транспорт: Ижевске, Казани, Перми или Кирове.

ИА

Количество перевозчиков

Ижевск

Насегодняшний день встолице Удмуртии транспортировку пассажиров осуществляют шесть перевозчиков: ОАО «ИПОПАТ», МУП «ИжГЭТ», ООО «Оранжевый автобус», ООО «АТП-С», ИПРубцова иООО «Автосила». Всего вгороде работает 53маршрута.

Пермь

Автобусы движутся по69 направлениям, ипрактически закаждый отвечает отдельный перевозчик. В2005 году автобусные маршруты были переданы измуниципалитета частникам. Заэто мэр Перми Аркадий Каменев получил условный срок, ногородское имущество уже былопотеряно.

Электротранспортом заведует МУП «Пермгорэлектротранс».

Киров

ВКирове работает три перевозчика по44 автобусным направлениям и8 троллейбусным. ООО «Автохозяйство» отвечает за10 автобусных маршрутов, АО «Автотранспортное предприятие»— за8 троллейбусных и26 автобусных, ОАО «КировПассажирАвтотранс»— за8 автобусных.

Казань

Наавтобусных маршрутах работают более десяти перевозчиков, они обслуживают 62маршрута. Единым оператором городского электротранспорта является МУП «Метроэлектротранс» (онобслуживает 19 наземных маршрутов: 6 трамвайных и13 троллейбусных, атакже метро). Трамвайный парк насчитывает 91 вагон

Количество маршрутов инеобходимость новых направлений

Ижевск

53 направления

Далеко невсе изних загружены даже вчасы-пик. При этом есть масса маршрутов, накоторых люди по15–20минут ждут прибытие транспорта, при этом вних неизбежать давки. Вчастности, это касается маршрутных такси, которые занимаются дальними перевозками: изодного пригорода Ижевска вдругой. Помнению заведующего кафедрой «Теоретическая механика итеория машин имеханизмов» ИжГТУ Николая Кузнецова, ситуацию моглобы разрешить полноценное обследование существующих маршрутов иотслеживание пассажиропотока:

«Последнее комплексное обследование проводилось давно. Унас стех времен масса заводов закрылось, количество рабочих упало, появились новые предприятия, новые районы. Пропала надобность внекоторых старых направлениях, зато можно былобы создать новые. Крайне важно провести новое масштабное обследование».

Однако важно нетолько провести мониторинг, ноипривести квзаимодействию существующих операторов:

«Унас ведь шесть операторов, ноонидруг сдругом невзаимодействуют, аоптимизация— это оптимальное сочетание параметров. Без обследования ибез взаимодействия перевозчиков задачу пооптимизации пассажирских потоков нерешить»,— пояснил заведующий кафедры, напротяжении многих лет изучающий вопросы транспорта вИжевске. «Ксожалению, обычно отвечают, что накомплексное обследование вбюджете незаложено средств»,— уточняет Николай Кузнецов.

ИА


Вадминистрации ИА«Удмуртия» сообщили, что оптимизацией маршрутов планируют заняться втекущем году:

«Наосновании проведенного в2016 году исследования, в2017 году планируется пересмотреть иоптимизировать маршрутную сеть города иулучшить транспортную доступность населения»,— сказано всообщении.

Вчастности, разрабатывается новаястратегияразвития электротранспорта вгороде.

«Внастоящее время мызанимаемся разработкой программы развития транспортной инфраструктуры ихотим выйти вправительство Удмуртии, для того, чтобы запланировать софинансирование. Впрограмму мыпланируем включить такие пункты, как обновление троллейбусного итрамвайного парков, ремонт путей, обновление коммунальной техники иразвитие улично-дорожной сети города Ижевска»,— рассказал заместитель главы администрации Ижевска поградостроительству, благоустройству итранспорту Владимир Нестеренко.

Из опыта других городов

В январе стали известны первые результаты комплексного обследования сети общественного транспорта в Иваново. В соответствии с первым этапом обследования, были опрошены сами пассажиры. Как оказалось, имеющее расписание маршрутов не устраивает 55% опрошенных, поскольку многие направления дублируют друг друга, тогда как в отдельные районы слабо охвачены общественным транспортом. За обследование городзаплатит8 млн рублей.


Пермь

61 направление

Пермь— город-миллионник. Однако внем невозможно добраться без пересадок изодной части населенного пункта вдругой. Троллейбусы итрамваи курсируют только влевобережной части города, правуюобслуживаютавтобусы.

Необходимость впоявлении дополнительных маршрутов идаже видов транспорта вПерми назрела давно. Еще вконце 70-х годов прошлого века были спроектированы две линии метро идаже начался подготовительный этап: провели геолого-изыскательные работы, подготовлена основа для депо метрополитена. Однако вовремена перестройки всвязи стяжелой экономической ситуации строительство временно приостановили. Слухи овозобновлении работ периодически воскрешаются, но, когда разгрузят наземный транспорт доподлинно неизвестно.

Ихотя метро моглобы исправить ситуацию, соединив левобережную иправобережную стороны, население окраин тоже нуждается вповышенном внимании состороны транспортников иадминистрации. Кпримеру, жители одного израйонов вконце 2016 года даже пожаловались натранспортную изоляцию впрокуратуру.

Киров

52маршрута

Всоответствии софициальным реестром городских маршрутов, в2010 году вКирове насчитывалось 8 троллейбусных маршрутов, накоторых работало 130машин. На2016 году вгороде осталось 7 направлений и89 троллейбусов.

Казань

81 наземный маршрут

Всвязи спостоянно пополняющимся автопарком истроительством метро, нужда вновых направлениях вКазани практически отпала. Хотя СМИ рассказывают отом, как тяжело приходится пассажирам некоторых районов, особенно ввечернее время суток. Асами казанцы тем временемпросятвернуть маршрутные такси:

«Если автобусы заканчивают свою работу в21:00 (аизДербышек наГорки ввыходные ив19:00 неуедешь— 34 и19 автобусы неходят), топусть частники развозят пассажиров!»

ИА

Обновление парка

Ижевск

«Общественный транспорт посравнению сомногими городами унас лучше. В90-е годы вИжевске сумели сохранить передвижной состав, троллейбусы итрамваи. Вдругих городах были провалы, зато эти города из-за тех провалов восстановились засчет приобретения новой техники. То, что мысейчас имеем— более-менее приемлемый вариант»,— считает Николай Кузнецов.

«ИПОПАТ», один изосновных ижевских перевозчиков, почти ежегодно производит замену изношенных единиц нановые. В2014 году поИжевску перестали курсировать ЛиаАЗы. ИПОПАТ взял курс наболее экономичные иэкологичные автобусы.

«Унас износ составляет неболее 15%— это очень хороший показатель, мывходим понему вчисло лучших транспортных предприятий России. Чтобы его поддерживать нужно ежегодно приобретать новую технику взамен тех автобусов, укоторых срок эксплуатации подошел кконцу. Если говорить про автобусный парк иИПОПАТ, тообновление происходит постоянно. Впоследние 7 лет ежегодно неменее 50 единиц автобусов ИПОПАТ приобретал»,— рассказала сотрудник пресс-службы компании Наталья Кузнецова.

Вавтопарке «ИПОПАТ» насегодняшний день, втом числе. 100 низкопольных автобусов, аосновной акцент при приобретении новой техники компания делает наэкологичность.

«Унас есть задача довести процент газомоторных автобусов до50% отвсего парка. Это приоритетный проект, врамках федеральной программы»,— рассказала Наталья Кузнецова.

В2016 году, правда, пословам пресс-службы «ИПОПАТ», финансовые возможности непозволили обновить автопарк. Однако даже сегодня вкомпании официально числится 434 автобуса. Вчас пик намаршрутах вИжевске одновременно работает около 300 транспортных единиц.

Пермь

ВПерми сизносом общественного транспорта дела обстоят гораздо плачевнее, нежели вИжевске. На2015 год, поданным мэрии, подвижной состав был обновлен на18,8% засчет приобретения 119 новых автобусов, втом числе игазомоторных. Вадминистрации отметили, что средний срок эксплуатации автобусов снизилсяс17,5 до14 лет.

При этом доктор юридических наук Марек Кинцл такохарактеризовалсуществующий транспорт:

«Что касается автобусов. Былобы хорошо, еслибы пермский автопарк неотображал последний маршрут ипокраску Германии. Да, мыпонимаем, что приобрести подержанный немецкий автобус зачастую выгоднее, чем новый отечественный. Носохранение этих кричащих атрибутов „секонд хенда“ создаёт Перми имидж Буркина-Фасо. Вконце концов, это недостойно современного миллионного города России».

ИА

Киров

ВКирове запоследние 3 года было закуплено всего 35 автобусов и10 троллейбусов. 15 изних в2016 году, в2013 году— 20 автобусов и10 троллейбусов, еще семь электротранспортных единицотремонтировали.

Сегодня общая численность транспортных средств вгороде составляет 696 единиц, изних 120 троллейбусов, 545 автобусов, 39маршрутных таксомоторов.

Постепенно место небольших автобусов занимает транспорт сбольшей пассажировместимостью.

Казань

В2007 году вгороде провели глобальную транспортную реформу, практически полностью обновив автобусный парк, заменив технику малой вместимости насредние ибольшие низкопольные иполунизкопольные автобусы. Обновленный автопарк дал Казани новое определение, как города красных автобусов— засчет соответствующего цвета, вкоторый окрашен транспорт. Следуя тренду, впоследствии иновые трамваи закупили вкрасной цветовой гамме, авот троллейбусы— взеленой.

Однако, местные СМИ отмечают, что возможности низкопольного транспорта используются далеко невсеми.

«Да, внекоторых казанских автобусах появились откидные аппарели, только воспользоваться ими, увы, практически невозможно. При виде колясочника большинство водителей проезжают мимо, ате, кто действительно хочет помочь, незнают, как это сделать. Если добавить кэтому переполненный автобус, топоездка нанем для инвалида ивовсе недостижима»,—пишетгазета «Республика Татарстан».

Пополнение казанского автопарка продолжится. ККубку конфедераций-2017 ичемпионату мира пофутболу-2018 властизакупят350 новых автобусов, 70 троллейбусов и35 трамваев.

Фото: fotobus.msk.ru
fotobus.msk.ru

Учет пассажиропотока иэлектронные проездные

Ижевск

Поданным администрации столицы Удмуртии, ежедневный пассажиропоток вИжевске повсем видам транспорта (включая коммерческий имуниципальный) в2015 году составил почти 500 тысяч человек вдень. Изних трамваями пользовалось около 123 тысяч ижевчан ежедневно, троллейбусами— почти 119 тысяч. Наавтобусы приходится около 40% ежедневного пассажиропотока.

Пермь

ВИжевске «бумажные» проездные для льготных категорий были отменены еще восемь лет назад, авПерми только осваивают простейший учет пассажиров. С1 января 2017 года вгороде ввели электронные проездные для студентов, школьников ипенсионеров, адля региональных ифедеральных льготников электронные картыпоявилисьвапреле 2016 года.

Что касается учета пассажиропотока наэлетротранспорте, тов2016 году поездки натрамваях итроллейбусах былисовершеныоколо 50млн раз.

При этом, согласно данным Википедии, около 90% пассажиров Перми пользуются автобусными маршрутами, 9%— трамваями итроллейбусами имаршрутными такси— неболее 1%.

Киров

Электронные проездные вКирове были введены 1 сентября 2012 года.

В2014 году пассажиропоток вгородесоставлял108млн человек, апоитогам 2015 года онупал до98млн. (268 тыс. человек вдень). Правда, посравнению сИжевском, падение выглядит менее значительным. Внашем городе в2015 году произошлоснижениепотока на15%.

Казань

Ежедневно казанский общественный транспортперевозитдо1,5млн пассажиров.

Вотношении электронных проездных Ижевск сКазанью— погодки. Итам, итам карты успешно эксплуатируются с2009 года. Однако наэтом встолице Татарстана неостановились, ив2014 году вгороде появилисьприборы учетапассажиропотока.

Фото: Алексей Бакулев
Фото: Алексей Бакулев © ИА "Удмуртия"

Расписание

Ижевск

Расписание троллейбусов иавтобусов можно посмотреть надвух сайтах:ИПОПАТиИжГЭТ. При этом сервис первого изних оставляет желать лучшего— расписание статично ивыложено ввиде таблиц.

Что касается соответствия расписания реальности, товсе зависит отзагруженности улицы частными авто, вида инаправления общественно транспорта:

«Где-то на100% соответствует, вкакие-то дни инакаких-то маршрутах регулярность меньше 80%»,— пояснила сотрудник пресс-службы «ИжГЭТ» и«ИПОПАТ» Наталья Кузнецова.

Пермь

Насайте МКУ «Городское управление транспорта» удобная навигация, есть даже рейтинг выполнения перевозчиками своих обязательств перед пассажирами, всоответствии скоторым первые места занимают ООО «АСК Транс» ООО «ПАП-3» иМУП «Пермгорэлектротранс». Иоченьудобное расписаниевсего городского транспорта водном месте суказанием маршрута накарте города ивременем прибытия накаждую остановку.

Киров

Расписание можно посмотреть напорталеМО«Город Киров». Нооно неслишком удобно, поскольку маршрут непредставлен накарте.

Авот сосхемой движения можно ознакомиться здесь.

Правда, наличие четкого расписания неспасает кировчан отзадержек транспорта, который по10–15минут стоит впробках. Помочь моглибы выделенные полосы, ноданный вопрос вгороде только обсуждается—пишетпортал Свойкировский.рф.

ИА

Казань

Нагородском портале «Казаньтранспорт» удобная навигация, легко проследить путь любого маршрута ивыяснить время прибытия вконкретную точку.

Однако существующее расписание оставляет желать лучшего:

«Ежедневно вредакцию поступают сотни обращений, где каждое второе изних— жалоба наработу общественного транспорта ввечернее время»,—пишеткорреспондент портала ProKazan.ru:

«Поофициальным данным наземный транспорт вКазани ходит до23:00— 00:00, однако наделе после 21 часа уехать наобщественном транспорте оказалось очень проблематично, ближе кполуночи можно уехать только наметро. Авот что касается трамваев итроллейбусов, чье развитие, намой взгляд, является необходимым для города, тоони начинают тянуться впарк донаступления вечернего часа пик»

Наличие выделенных полос

Казань— первый российский город, вкотором массово введены иуспешно эксплуатируются полосы для общественного транспорта нагородских магистралях. Сейчас вгороде 50 улиц стакими линиями.

Авот вКирове внедрение выделенных полос для общественного транспорта только обсуждается, иуже непервый год. ВПерми, посообщению местной администрации, функционирует 6 улиц с«выделенками», авИжевске— 2. Напомним, чтоотодной отказалисьнетак давно.

Информационные табло

Ижевск

В2015 году вИжевскепоявилосьпервое электронное табло, которое
показывает время прибытия автобусов итроллейбусов наостановку в
реальном времени. Наданный момент вгороде работает два табло: на
Центральной площади иугородской администрации. Оба остановочных табло,
пословам заместителя генерального директора поавтоматизации
научно-производственного предприятия (НПП) «Ижинформпроект» Сергея
Канторовича, закуплены насредства компании, а
установлены засчет транспортных компаний ОАО «ИПОПАТ» иМУП Ижевска
«ИжГЭТ», имиже иобслуживаются.

Третье табло, попланам, появится наостановке «Южная автостанция», где будет отображаться прибытие трамваев иавтобусов. Однако массовый запуск сети электронных табло, как пояснил Сергей Канторович, пока непредвидится.

«Планов было много, новсе упирается вфинансирование. Наданный момент
город неготов финансировать проект вполном объеме, поэтому, возможно,
для развития сети остановочных табло будут привлекаться частные
инвесторы»,— пояснил заместитель генерального директора НПП
«Ижинформпроект».

ИА

Пермь

Сточки зрения внедрения информационных табло Пермь намного опередила Ижевска. Электронные устройства наостановках появились в2009 году вчетырех местах.

Киров

Первая остановка сэлектронным табло появилась в2014 году наТеатральной площади. Вгороде 572 остановки, нонаданный момент только шесть изних оснащены табло сактуальным расписанием движения общественного транспорта.

Казань

Сегодня электронные табло висят более, чем на200 остановках города. Однако, содержат ихнеслишком хорошо. Большая часть периодическиотключается напродолжительное время.

Вместо вывода

Укаждого изгородов есть свои плюсы иминусы втранспортной системе. Ижевск посравнению сПермью иКазанью более компактный. Поэтому изодной части города вдругую, даже при наличии пробок, можно добраться втечение 40–50минут содной пересадкой. Большая часть транспорта ходит без серьезных отставаний врасписании. При этом, транспортные компании игородские власти нераз заявляли, что городу необходимые дополнительные маршруты, которые свяжут новые районы.

Общественный транспорт Казани вбольшинстве случаев более «презентационный». Это неудивительно, так как онрассчитан инатуристов, которые приезжают встолицу Татарстана. Ноиз-за значительного количества улиц содносторонним движением, пассажирам приходится мириться снеудобствами кольцевого движения транспорта. Также вгороде действует большое количество выделенных полос для общественного транспорта.

ВИжевске функционируют всего две выделенные линии наУдмуртской иНовоажимова, носнедавнего времени ихдействие ограничено часами пик: с7:00 до9:00 ис17:00 до19:00. Напомним,решениебыло принято администрацией города порекомендации ГИБДД.

Стоимость проезда вПерми, Ижевске иКирове одинакова— 20рублей, вКазани разовый талончик стоит 25рублей. Однако, если приобрести единый проездной, выгоднее передвигаться поКазани. Стоимость проезда тогда составит всего 15рублей.

Всамом удобном виде расписание общественного транспорта представлено насайтах Перми иКазани. Здесь можно виртуально проследить свой маршрут накарте. ВИжевске точное время прибытия узнать можно, новот понять, как доехать доконкретной точки, незная города, затруднительно. Придется воспользоваться помощью еще, как минимум, одного онлайн-ресурса.

Фото: Григорий Фомин
Фото: Григорий Фомин © ИА "Удмуртия"

Оригинал

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта