В стране непуганых продавцов. Кто такие «Хрюши против» и зачем они ходят по магазинам

Блоги 22 февраля 2017 8887 1

все блоги автора

СВОЙ КИРОВСКИЙ

городской интернет-портал

Автор: Елена Жолобова

В кировских супермаркетах стартовали рейды волонтёрского движения «Хрюши против». Активисты уже посетили два магазина, где собрали несколько тележек просроченных продуктов. Свойкировский выяснил, кто становится «хрюшами» и кому они способны усложнить жизнь.

Некоммерческая организация «Хрюши против» была создана молодёжным прокремлёвским движением «Наши» в сентябре 2010 года. Сначала они действовали только в Москве, но затем свои «хрюши» появились во Владимире, Туле, Санкт-Петербурге и других российских городах. Своей задачей активисты видят борьбу с некачественным обслуживанием в супермаркетах и универсамах, главным образом, с торговлей просроченными продуктами.

Волонтёры устраивают рейды по магазинам, снимают всё это на видео и выкладывают ролики в интернете. «Боремся со свинским отношением к людям» - главный слоган движения, который и объясняет броское название «Хрюши против». Первоначально активисты проводили рейды в костюмах ростовых кукол - свиней со злыми мордами. В прошлом году «униформа» стала менее вызывающей и более удобной - волонтёры переоделись в фирменные футболки и толстовки.

Обычно каждый рейд проходит по стандартному сценарию. Группа волонтёров с видеокамерами заходит в магазин и начинает искать на прилавках просроченные продукты. Всё найденное складывается в тележки, после чего администрацию магазина просят на камеру вскрыть упаковки просроченных товаров - в целях исключения их повторного попадания в продажу. Дальше сценарии могут отличаться, в зависимости от поведения сотрудников магазина. Известны случаи, когда между активистами и продавцами случались потасовки и даже массовые драки, вплоть до возбуждения уголовных дел. Один из последних таких эпизодов произошёл в январе 2017 года в городе Лениногорске в Татарстане, когда сотрудники магазина не только применили к волонтёру физическую силу, но и пытались добиться его отчисления из техникума, в котором он учился.

хрюши спины.jpg
Фото: profi-forex.org

Однако в копилке организации есть примеры конструктивного сотрудничества с ритейлерами. После проверок активистов некоторые торговые сети (Ситистор, Монетка, X5 Retail Group) объявляли акции по обмену просроченных продуктов на свежие. Кроме того, на одном из молодёжных форумов «Селигер» активисты «Хрюши против» обратились к президенту Владимиру Путину с предложением увеличить размер шрифта при написании срока годности на продуктах по аналогии с предупреждающими надписями на пачках сигарет. Правда, инициатива так и осталась нереализованной.

Несмотря на то, что на федеральном уровне пик популярности «хрюш» пришёлся на 2010-2012 годы, в регионах представительства движения продолжают открываться. Сегодня проект действует уже в 15 российских городах, а в 2016 году отделение «Хрюши против» вышло за пределы нашей страны и появилось в Белоруссии.

От флешмобов - к «Магаззино»

В начале декабря 2016 года в соцсетях было объявлено о запуске проекта «Хрюши против» в Кирове. С момента этого заявления до реальных рейдов по супермаркетам прошло больше двух месяцев. Как пояснил порталу Свойкировский руководитель кировского отделения «Хрюши против» Алекс Благоденский, организаторы просто не рассчитали, какой общественный резонанс вызовет их анонс в соцсетях.

- В декабре мы всего лишь создали группу «В Контакте», но не подумали, что столько СМИ о нас сразу напишут. Эти два месяца мы собирали жалобы и «чёрную» базу магазинов, которые торгуют просроченными продуктами. Плюс набирали волонтёров, - сообщил он. - Люди заполняли анкеты в соцсетях, мы их читали, задавали вопросы человеку, после чего принимали решение, брать его или нет. Но фактически брали и берём всех желающих. Сегодня в нашей команде около 20 человек. Возраст активистов - от 22 до 40 лет. Люди совершенно разные, кто-то учится, кто-то работает.
бананофония.jpg
Фото: vk.com/blagodensky

Сам Алекс Благоденский окончил школу пять лет назад. Помимо участия в «хрюшах» он позиционирует себя как общественный деятель, организатор флешмобов и актёр массовых сцен. Говорит, что живёт на два города - в Москве и в Кирове. В 2010-2014 годах он устраивал «День мыльных пузырей» на Театральной площади и проводил флешмобы вроде «Бананофонии», когда участники толпой покупали в ЦУМе бананы и «разговаривали» по ним, как по телефону,или флешмоб-батл «Танцуй, Россия!» на Театралке. В прошлом году Благоденский публично выступал против кировских активистов «Оккупай педофиляй», полагая, что участники движения только прикрываются благородной целью борьбы с педофилами, а на самом деле удовлетворяют свои садистские наклонности и пиарятся. Участие в «Хрюши против» активист называет «движением к чему-то более серьёзному», но отмечает, что от флешмобов не отказался. Признаётся, что очень любит телепрограммы вроде «Ревизорро» и «Магаззино» и не против подобной славы для себя.

Киров спокоен

В выходные, 18 и 19 февраля кировские волонтёры «Хрюши против» провели свои первые рейды. Пионером стал магазин «Продуктовая лавка» на ул. Чапаева, 48а. Затем на предмет просроченных продуктов был проверен супермаркет «Красногорский» на ул. Некрасова, 16. Рейды прошли относительно спокойно, как говорит Благоденский, «мяса» пока не было.

- В «Продуктовой лавке» охранник сначала попросил у нас разрешение на видеосъёмку, мы спросили, как оно должно выглядеть, и он убежал. Потом зачем-то заблокировали выход, но позже его открыли. В «Красногорском» продавцы сначала начали кричать, что вызовут полицию, но это было буквально две минуты, а потом, когда позвонили начальству, все пошло мирно. То есть на уровне рядовых сотрудников идёт резкий негатив, но когда вопрос доходит до начальства, выясняется, что про нас уже слышали, нас знают. Понимают, что мы действуем в рамках закона, - рассказывает руководитель кировских «хрюш».
Благоденский и продавец.jpg

В «Продуктовой лавке» активисты набрали больше двух тележек просроченных продуктов. В «Красногорском», несмотря на то, что площадь магазина и ассортимент товара больше, просрока оказалось в два раза меньше. В обоих супермаркетах продавцы после некоторых препирательств и звонков начальству согласились вскрыть упаковки просроченных продуктов. Как поясняет Алекс Благоденский, для магазинов это меньшее из зол:

- Есть три варианта, что делать с просроченными продуктами, которые мы нашли в магазине. Либо продавцы вскрывают упаковки, либо мы товар покупаем, вскрываем упаковку сами, нам возвращают деньги за покупку просроченного продукта, после чего мы пишем заявление в Роспотребнадзор или в суд. И третий сценарий - мы вызываем полицию, они составляют акт о правонарушении по факту торговли просроченными продуктами, изымают весь товар. То есть магазины не могут отправить его обратно торговым представителям, мы также обращаемся в Роспотребнадзор, и магазину уже грозит штраф до 300 тысяч рублей или закрытие на срок до 90 суток. Им этого, разумеется, не хочется. Поэтому они при нас вскрывают упаковки. Конечно, ворчат, что не могут этого делать, потому что им якобы нужно вернуть товар поставщику. Но возврат товара осуществляется в любом, даже вскрытом виде. Во всех магазинах это действует, просто они, возможно, об этом не знают. Сотрудники супермаркетов вообще слабо осведомлены, на что мы имеем право как покупатели, а на что нет. Например, в некоторых магазинах висят таблички, что видеосъёмка запрещена, но этот запрет не имеет никакой юридической силы. Это общественное место, мы имеем право там снимать.



Движение «Хрюши против» финансируется за счёт президентских грантов, которые распределяются «Российским Союзом Молодёжи» на конкурсной основе. Ежегодно проект получает от 3 до 8 млн рублей из федерального бюджета. Кировские активисты говорят, что никаких денег от кураторов из Москвы они пока не получали, так как работа только начата. Если финансирование придёт, оно будет потрачено на видеокамеры, фирменные футболки и толстовки. Сами волонтёры работают на общественных началах и денег не получают.

В дальнейшем свои рейды по магазинам кировские «хрюши» будут проводить раз в неделю, но первое время это будет происходить чаще. «Просто накопилось много жалоб от покупателей, поэтому самые проблемные супермаркеты надо отработать побыстрее», - объясняет Алекс Благоденский. Также в планах в течение года открыть отделения организации в городах Кировской области - Кирово-Чепецке, Слободском и других.

- Активисты там уже найдены, осталось только «обкатать» саму практику рейдов в Кирове - и можно будет делиться опытом с районами, - резюмирует руководитель кировского отделения.
Все «за», продавцы «против»

Кировские ритейлеры, общественные деятели и продавцы поделились своими первыми впечатлениями от рейдов «Хрюш». Так, коммерческий директор торгового дома «Красногорский» Руслан Гузаиров отметил, что был наслышан об этом общественном движении ещё до того, как оно появилось в Кирове.

- Мы принимаем всё, что ведёт к улучшению качества обслуживания покупателей, - прокомментировал он. - Да, мы признаём, что недочёты в нашей работе имеются. Появление просроченных продуктов на прилавках связано с человеческим фактором, это недоработка со стороны персонала магазина, будем проводить работу над ошибками. Мы всегда стараемся все конфликты решить сразу и идём навстречу покупателю. В свою очередь, хотелось бы пожелать общественным деятелям более профессионального и корректного подхода в вопросах защиты прав потребителей. Профессионализм с нашей точки зрения состоит в знании законов, правил продажи продовольственных товаров, санитарных норм и правил. Корректность выражается в уважительном отношении к персоналу магазина со стороны общественников. И то, и другое во время рейда присутствовало не в полной мере.
хрюши 7на7.jpg
Фото: 7x7-journal.ru

Положительно оценивает деятельность «Хрюш» и председатель правления региональной общественной организации защиты прав потребителей «Народный контроль» Антон Хохрин.

- Может быть, это отчасти и пиар, но если они обращают внимание на просрок и выявляют такие факты, то это полезное дело. По закону просроченные продукты продавать нельзя. Их сам продавец должен утилизировать. Но как они утилизируют, никто не контролирует. Конечно, во время таких рейдов многое не выявишь. Некоторые магазины из просрока готовят, например, салаты, или пиццу, или шашлык, подвергают продукт термической обработке и тем самым дают просроченным продуктам новую жизнь. Но цель рейдов - привлечь внимание. Если речь идёт о публичном вскрытии упаковки, по сути, утилизации товара, это уже способствует созданию негативного имиджа магазину. И продавцы уже будут следить за сроками, если не хотят попасть в поле зрения активистов ещё раз. В какой-то мере, я считаю, это избавит покупателей от просроченных продуктов. Я целиком «за», и мне кажется, что такие вещи надо распространять не только на просрок, но и вообще на любой фальсификат, не соответствующий ГОСТу. Обнаружили фальсификат - всё, уничтожайте у нас на глазах, чтобы мы видели это своими глазами.
хрюши 1.jpg
Фото: vk.com/hruhi_kirov

Единственные, чья жизнь с появлением «Хрюш» может серьёзно осложниться, это сами продавцы магазинов. По отзывам персонала некоторых торговых точек, далеко не весь просроченный товар появляется на прилавках по недосмотру продавцов. Чаще всего этого требует само начальство супермаркета, чтобы сбыть залежалый товар в расчёте на невнимательность покупателей. В некоторых магазинах просрочку заставляют покупать по сниженной цене самих продавцов, тем самым мотивируя их нарушать закон - выкладывать продукты с истекшим сроком годности на прилавки или, например, делать перемаркировку - переклеивать этикетки со сроками годности. Опрошенные нами продавцы говорят: подобные рейды вряд ли серьёзно снизят процент просроченных продуктов в кировских магазинах. Скорее они приведут к тому, что персоналу торговых точек придётся более тщательно исправлять сроки годности на товарах.

Оригинал

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта