«Клоуны перестали быть клоунами и стали указывать, как нам жить»

Блоги 8 февраля 2017 4856 2

все блоги автора

Meduza

интернет-издание


Фото: Rock Films

7февраля «Медуза» опубликовала открытое письмо полусотни российских кинематографистов оситуации вокруг фильма «Матильда», который пытаются запретить представители Русской православной церкви идепутат Госдумы Наталья Поклонская, иовозвращении цензуры вроссийскую культуру. «Медуза» попросила нескольких подписантов письма прокомментировать его подробнее иобъяснить, как цензура касается конкретно ихработы.

Павел Лунгин

режиссер

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС / Scanpix / LETA

Всвое время янесталкивался сцензурой, хотя мои фильмы «Царь» и«Остров» по-своему поднимали вопросы веры. Ясмотрю нато, как изменилось общество, идумаю, что сейчас за«Царя» мнебы открутили голову. Явление с«Матильдой» совершенно меняет атмосферу жизни внашем обществе ипереводит его вэпоху мракобесия, доносов, страха. Азаэтим следом идут угрозы спрямой расправой. Мыдолжны хотябы морально стать против таких явлений, создать такую атмосферу, чтобы было стыдно молчать или принимать участие втакого рода действиях.

Вся цензура унас встране идет снизу. Она делегирована очень темным слоям населения: некультурным, малообразованным, которые сяростью неофита кричат отом, чего непонимают. Они оперируют страхом. Иэто нетолько обращения вполицию, нои«убьем, порежем, сожжем». Какое-то новое явление для современного общества зародилось. Яподписывал письмо некак кинорежиссер, акак человек, который думает, читает, дышит. Мне противно, явыражаю свое полное несогласие ипризываю всех сделать это.

Борис Хлебников

режиссер

Фото: Вячеслав Прокофьев / Коммерсантъ

Мынемного все запутались. Это действительно очень смешная иневероятно глупая история. Мыдовольно долго кклоунам относились спокойно: к[депутатам Госдумы] Мизулиной, Поклонской, Жириновскому. Итут клоунада резко стала частью жизни, анетолько эпатажем. Клоуны вдруг стали делать показательные процессы, влиять нанашу жизнь, становиться еечастью. Это довольно мрачно иабсурдно; мне неинтересно жить сними.

Все меняется стакой впечатляющей скоростью, что янеочень понимаю, вкаком мире мысейчас живем. Ипоэтому янеуверен вкаком-то рассудке ипорядке. Япомню, как в2010 году был большой круглый стол на«Дожде» стемой «Нужнали цензура». Тогда этот вопрос звучал дико. Наэфир отдавали час, амне казалось: вот пришли [режиссер Кирилл] Серебренников, [киновед Даниил] Дондурей, [режиссер Алексей] Попогребский, иочем здесь говорить? Достаточно сказать «нет» иуйти. Нопочему-то мыэто обсуждали целый час, ивтот момент япочувствовал, что все глобально изменилось. Асейчас люди часами могут аргументировано доказывать, что цензура нужна ичто без нее непроживешь. Эти изменения вжизни очень впечатляют, потому что мыихпропускаем инеуспеваем понять, когда это произошло истало всерьез: клоуны перестали быть клоунами истали указывать, как нам жить.

Виталий Манский

режиссер документального кино

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС / Scanpix / LETA

Еслибы вопрос, поднятый воткрытом письме, относился только ккартине «Матильда», тоябы воздержался отподписания. Новнем акцент нато, что церковь наступает насветское общество. Когда яговорю «наступление», яимею ввиду процесс. Сейчас церковь вышла засвои пределы ивступает натерриторию кинотеатров, выставочных залов, театров. Она начинает диктовать свои правила, хотя всеми силами комментирует, что вситуации с«Матильдой» она нипричем. Если это действительно так, она обязана открыто осудить последние события иосадить тех, для кого она является авторитетом.

Кинематографисты обращаются без адреса: это письмо ввоздух. Заправо дышать этим воздухом мыиборемся. Мыобращаемся кнекоему условному пространству, где имеем право насвое место. Вэтом воздухе, кроме нас, находятся различные институции. Иони либо должны отреагировать написьмо, либо ихмолчание означает знак несогласия снашей позицией. Ябы лично необращался кпатриарху, ноесли яподписываю открытое письмо, топодразумеваю, что патриарх живет вэтом обществе иотреагирует действием: осуждением тех людей, которые вторгаются ипытаются навязать гражданскому обществу правила жизни, принятые даже неврелигиозной среде, авкаком-то монастыре строгих правил.

Александр Зельдович

режиссер, сценарист

Фото: Артем Коротаев / ТАСС / Scanpix / LETA

Вбуквальном смысле яникогда несталкивался сцензурой. Когда яснимал свою картину «Москва» (вышла в2000 году— Прим. «Медузы»), против нее бродили какие-то письма, возникали непонятные депутатские запросы, хотя фильм тогда был еще даже несмонтирован. Новсе обернулось так, что картина попала наВенецианский фестиваль ипотом два года держалась впрокате. Тогда все кончилось благополучно. Сейчасже ситуация с«Матильдой» снормальной точки зрения абсолютно безумная отначала идоконца. Носточки зрения общего идеологического направления, которое унас воцаряется, она естественна иявляется одним изего проявлений. Необходимо высказать однозначное возмущение этой ситуацией. Особенно православной церкви, именем которой пользуются возмущающие. Ноуменя нет иллюзий, что это произойдет.

Марина Разбежкина

режиссер документального кино

Фото: Интерпресс / PhotoXPress

Никто неимеет права указывать художнику, как ему снимать кино, писать музыку исоздавать картину. Нипрокурор, ниглавы государства, нихристианское сообщество, низрители или слушатели. Независимость художника— это его абсолютное право, которое имеет конституционные основания. Когда яслушаю, что говорит Поклонская, мне становится странно, что это прокурор ичлен законодательного собрания. Уровень безграмотности натакой высоте, что янепонимаю, как этот человек может выполнять какие-то обязанности. Появилось огромное количество людей, которые разрешили себе судить очем-то. Инепросто судить, нозапрещать, уничтожать. Министерству культуры давнобы уже откликнуться наэту ситуацию ивысказать свою точку зрения, нооно молчит.

Яуже ничего ниоткого нежду: уменя свое мнение иясним живу; насколько могу— участвую. Люди, непричастные кэтой истории иискусству, вовсе непонимают, что происходит. Это выглядит очень комично, еслибы небыло так драматично для художников.

Алексей Федорченко

режиссер

Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС

Унас единственная возможность борьбы— это огласка. Поэтому самое главное— незамалчивать такие ситуации. Активноже бороться должно государство, которое почему-то отошло всторону. Оно как минимум незамечает, акак максимум— подогревает такие происшествия, что опасно для него самого. Государство специально или незаметно для себя создает силу, которая может егоже иуничтожить. Замалчивание таких особых случаев, когда идут угрозы инекие сообщества начинают что-то уничтожать иприменять силу, подогревает. Люди чувствуют свою безнаказанность, иихаппетиты растут.

Юрий Богомолов

кинокритик

Фото: Наталья Логинова / PhotoXPress

Мыуже некоторое время наблюдаем ползучую реанимацию цензуры внашей культуре. Это противоречит конституции нашего государства, где цензура иидеология невозможны позакону. Нопоявляются некие общественные советы иисторические сообщества, которые начинают контролировать художественные произведения. Вобществе создается такая атмосфера, что физические угрозы поотношению ккультуре иногда уже реализуются. Все это выливается вобщее настроение: люди становятся более псевдорелигиозными. Появляется давление, когда под маской православия начинают выставлять художественным произведениям теили иные условия существования. Ядумаю, что государство должно быть отделено откультуры. Неего дело объяснять художнику, что икак делать. Художник гораздо нравственнее, глубже иморальнее понимает действительность, чем любой изчиновников. Вся роль государства должна состоять втом, чтобы создавать условия для развития искусства иохранять его отневежественного мракобесного отношения.

Наше сообщество неочень солидарно вотношении ктому, что происходит. Часть кинематографического сообщества, объединенное Киносоюзом, выступило против травли «Матильды». АСоюз кинематографистов, возглавляемый Михалковым, молчит.Хочется солидарности, четкого ипрямого высказывания, анетого, чтобы выступали отдельные деятели вроде Райкина или Смирновой. Может быть, тогда государство услышит иосознает туконфликтную коллизию, которая возникла.

Оригинал

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта