Артподготовка ("Спящие")

Блоги 16 октября 2017 2738 0

все блоги автора

Евгений Киселев

журналист

Честно отсмотрел все восемь серий показанного пороссийскому Первому каналу сериала «Спящие», вызвавшего столькогневных откликов среди представителей российской либеральной общественности, откоторой – оговорюсь— ясебя вовсе неотделяю.

Для тех, кто несмотрел иникогда непосмотрит: первое впечатление тяжелое.

Предельно неправдоподобный сюжет про американцев, которые хотят сорвать подписание какого-то российско-китайского контракта, переговоры оподписании которого почему-то ведутся вохваченной гражданской войной Ливии(?). Зловредные пиндосы организуют нападение исламских боевиков нароссийское посольство, чтобы захватить портфель скопией контракта – самое интересное, что наличие уних этой копии вдальнейшем никак неповлияет наего благополучное подписание.

Сконтрактом витоге ничего неслучается дажетогда, когда впоследней серии главный злодей убивает всю китайскую делегацию, толькочто подписавшую его вМоскве. Правда, вскоре выясняется, что бедных китайцев порешили для того, чтобы назначить наместо погибшего главы делегации человека, который работает наЦРУ. Непонятно, правда, почему доэтого онпомогал положительному генералу ФСБ недать сорвать тот самый контракт, ради срыва которого вовсе тяжкие пускались злодеи изЦРУ.

Параллельно развивается сюжет про то, как теже самые зловредные пиндосы руками своих подлых наймитов хотят устроить мерзкую провокацию: обвинить ФСБ вубийстве правозащитника, вывести людей намитинг протеста ив разгар него устроить мощный взрыв смногочисленными жертвами. Обо всем этом ведут насквозь фальшивые диалоги картонные герои – скупые наэмоции герои-чекисты, укоторых голос дрожит толькотогда, когда они вспоминают, как демократы свалили «железного Феликса», американские спецслужбы, опереточные злодеи изЦРУ, некогда нарушившие джентльменские договоренности сКГБ иразвалившие СССР, карикатурный американский посол, пожирающий бургеры, патриотически настроенные бандиты кавказского происхождения, метущиеся, нив чем нестойкие хипстеры— прямоодин кодному гнилые интеллигенты-стиляги, про которых вдалекие советские времена вжурнале «Крокодил» печатали обличительные вирши типа «сегодня парень любит джаз, азавтра Родину продаст».

Нуи всериале есть еще визбытке прочих ходульных персонажей, вродедевушки струдной судьбой, подрабатывающей киллером, иее любимого— бывшего бойца спецназа, который когда-то побывавшего вплену вАфганистане, принявшего там ислам, затем – акак жебез этого! – вКиеве связавшегося сзапрещенной вРоссии зловещей организацией УНА-УНСО (почему нес таким жезапрещенным «Правым сектором»?), атеперь меланхолически собирающего между намазами тосамое взрывное устройство, спомощью которого его новые хозяева – зловредные пиндосы— собираются отправить натот свет обманутых участников инсценированного ими жемитинга.

Надо лиговорить, что главный отрицательный герой изменяет жене иизмывается над юной любовницей. Ивсе отрицательные герои пьют виски, авсе положительные – водку. Аглавный положительный почтинепьет ис женщинами впостель неложится почтидосамого конца, когда кнему уходит жена главного отрицательного героя.

Витоге иглавный положительный герой, иглавный злодей направляются вКиев – один самериканским паспортом, другой – вкачестве глубоко законспирированного разведчика-нелегала. Многообещающий задел для следующего сезона, если он, конечно, будет.

Вобщем, полный бред.

Ноне скрою— вкакой-то момент мне, как инекоторым моим друзьям поФейсбуку, показалось: авдруг это какой-то тонкий троллинг?! Случилось сомной это, наверное, из-за моего хорошего отношения ик талантливому режиссеру Юрию Быкову, ик некоторым исполнителям главных ролей, ктому жеИгорю Петренко, которого явсе еще помню всовершенно другой главной роли вфильме «Водитель для Веры», ииз-за моей, возможно, наивной, новсе еще теплившейся вдуше надежды нато, что руководитель Первого канала Константин Эрнст какие-то вещи делает, держа вкармане фигу, попринципу чем хуже, тем лучше: «Ах, выхотите больше пропаганды? Нутогда получайте полный трэш!»

Такие мысли, вчастности, закрались комне вдушу, когда ядосмотрел сериал примерно досередины, где водин изгероев, журналист независимой газеты, вступает вспор сдругим героем, твердокаменным чекистом, идовольно убедительно говорит отом, что он, как ибольшинство людей в90-е, мечтал одругой России, вкоторую пришла бысовременная цивилизация, восторжествовали бысвобода, правосудие, равенство прав, где ХХI век побеждал бысредневековье. Новместо этого квласти пришли опричники, поставившие себя выше всех, выше закона, начавшие крышевать бизнес как наглые барыги, закатавшие вбетон любое проявление несогласия, видящие вокруг одни сплошные происки пиндосов, врагов, шпионов….

Ивоттут яподумал: может быть, отчасти ради этого все иделалось, может быть, все это ине так плохо? Покрайней мере, итакую точку зрения видит ислышит многомиллионной аудитория канала.

Ах, как женаивен яоказался! Очень скоро выяснилось, что журналист этот – непросто отрицательный герой, аглавный преступник, законченный негодяй, подставивший свою жену под арест, алюбовницу – сначала под пулю террориста, организатор всех жестоких убийств невинных людей, происходивших напротяжении предыдущих серий, готовящий тот самый массовый теракт вМоскве и, разумеется, агент ЦРУ.
Ивообще кругом одни агенты – вправительстве, впрессе, вправозащитных кругах, впреступном мире идажевнутри самой ФСБ.

Насамом деле, это непервый случай внашей истории, когда литературное или кинематографическое произведение – или ремесленная поделка— создается как программное политическое высказывание.

Насамом деле, это делалось порой талантливо – как вслучае сфильмом «Брат-2» почтидвадцать лет назад, либо вопиюще бездарно, как вслучае сроманом Кочетова «Чего жеты хочешь» вконце 60-х, который оказался таким плохим художественно отношении итаким откровенно черносотенным— идейно-политически, что прогневал дажеглавного партийного идеолога Михаила Суслова.

Насамом деле, запутинские восемнадцать лет герои-чекисты— рыцари без страха иупрека – иморально неустойчивые журналюги, завербованные ЦРУ беспринципные олигархи, готовые продать Родину запонюшку табака, ипрочие отвратительные типы периодически появлялись вфильмах-агитках ив таких жеагитках-сериалах.

Новсе же«Спящие»— это, наверное, первый случай, когда программное политическое высказывание делается втаком концентрированном виде.

Итогда возникает вопрос: кому изачем это нужно? Ответ мне лично совершенно очевиден. Нужно это тем политическим силам, которые хотят вбудущем году, после того, как Путин будет благополучно переизбран нановый срок, начать очередную волну закручивания гаек – принять новые драконовские законы иразвернуть новые политические репрессии. Втом числе против тех, кто – как многие герои сериала – внешне вполне лоялен действующей власти. Без большой чистки элиты, без репрессий – нетолькопротив оппозиционеров, нои просто недовольных, недостаточно лояльных Путин несможет долго продержаться увласти. Ибудущие жертвы обозначены в«Спящих» вполне недвусмысленно. Артподготовка началась.

Оригинал

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта