О том, почему никто не может остановить Дмитрия Энтео и «Божью волю»

Блоги 19 августа 2015 231250 0

все блоги автора

Андрей Козенко

Спецкор Meduza Project

Православные активисты издвижения «Божья воля» воглаве сДмитрием Энтео совершили очередное нападение натех, кто занимается, поихмнению, богохульством. Они вломились вмосковский Манеж навыставку «Скульптуры, которые мыневидим» иповредили несколько работ. Энтео иего соратников сравнивают суничтожающими произведения искусства боевиками «Исламского государства» (организация вРоссии признана экстремистской изапрещена); ихосудилдиректор Эрмитажа; депутаты исенаторытребуют разобратьсяинаказать «Божью волю». Однако сделать это будет нетак ужипросто: родившаяся вдень приговора группе Pussy Riot организация Энтео стала очень влиятельной— унее есть покровители вРусской православной церкви. Многочисленные выходки вдухе разгрома выставки вМанеже «Божья воля» совершает уже третий год подряд. Специальный корреспондент «Медузы»Андрей Козенкорассказывает, что такое «Божья воля», ипочему ееникому неудается остановить.

«ВНИМАНИЕ! ВСАМОМ ЦЕНТРЕ МОСКВЫ НАВЫСТАВКЕ НЕМЫСЛИМОЕ БОГОХУЛЬСТВО, СТРАШНОЕ ГЛУМЛЕНИЕ НАД ИИСУСОМ ХРИСТОМ ИБОГОРОДИЦЕЙ»— сэтой записи капслоком настене «ВКонтакте» известного «православного активиста» Дмитрия Энтео начался очередной громкий конфликт религиозных деятелей ссовременным искусством. Сразу после появления этой записи участники движения «Божья воля» воглаве сЭнтео приехали вмосковский Манеж, где шла выставка «Скульптуры, которые мыневидим». Около десяти человек преодолели слабое сопротивление охраны иповредили несколько работ. Голого Иисуса Христа накуске линолеума (произведение советского авангардистаВадима Сидура) «Божья воля» посчитала «порнографией»; аголову Иоанна Крестителя натарелке из«Икеи» (работа питерской художницы Megasoma Mars) активисты расценили как «богохульство».

Манеж обвинил активистов впорче работ, православные вответ сделали вид, что непонимают, очем речь. Мол, какая ценность вобычной тарелке икуске линолеума.

«Спаси Бог замолитвы, нас отпустили, мысделали все посовести. Свидетельствую, за20 лет небыло ничего подобного этому страшному богохульству, страшное глумление над Иисусом Христом, Богородицей, святыми»,— отчитался Дмитрий Энтео уже после того, как его задержали, апотом отпустили изполиции. Так происходит всегда: заним числится только пара административных штрафов заучастие внесанкционированных акциях. Полиция сейчас ведет проверку действий активистов, теоретически она может возбудить уголовное дело. Кроме того, глава комитета Госдумы пообщественным объединениям Ярослав Нилов (ЛДПР) обратился вГенпрокуратуру, требуя проверить «Божью волю» напредмет нарушения закона. Занаказание для Энтео высказался ичлен Совета Федерации Константин Добрынин. Впрочем, практика показывает, что напротяжении трех лет подобного рода эксцессы легко сходили православным срук.

Поврежденные экспонаты выставки «Скульптуры, которые мы не видим». Манеж, 14 августа 2015 года
Фото: Василий Хайкин / Коммерсантъ

Митингово-уличнаяактивность вМоскве последнего десятилетия имела слабое влияние набольшую политику, зато отличалась чрезвычайным разнообразием. Уактивистов православных движений здесь давно была своя ниша; нельзя только сказать, что они свои возможности использовали помаксимуму. Глубоко православные деятели из«Евразийского союза молодежи» ещечто-топредставляли собой всередине нулевых, ноихдеятельность к2011 году свернулась. Остатки союза пытались провести кампанию вподдержку бывшего ливийского лидера Муаммара Каддафи, ноэто его неспасло, и«евразийцы» окончательно исчезли. Люди из«Союза православных хоругвеносцев» воглаве сЛеонидом Симоновичем топринимали участие вразгонах так ниразу инесанкционированныхгей-парадов, томитинговали заснос Мавзолея. Ноэти немолодые люди— сдлинными бородами, впочти карикатурных казачьих одеяниях, презирающие душ— мало кем воспринимались всерьез. Ненадолго наулицах появились члены молодежного движения «Георгиевцы». Среди них были отдельные агрессивные персонажи, новмассе своей эти молодые люди идевушки сужасом наблюдали заразгономкакой-нибудьочередной акцииЛГБТ-движения, невполне понимая, что вообще происходит.

Так продолжалось долета 2012 года.

Тем летом благодаря группе Pussy Riot иих«пляскам вхраме» православные ценности стали вРоссии темой номер один. УХамовнического суда вМоскве, где проходил процесс над участницами группы, шло ежедневное противостояние между атеистами иоскорбленными православными. Дмитрий Энтео был одним изэтих оскорбленных. Втоже самое время религиозные активисты начали очередную кампанию против абортов. Обэтом грехе, стоя наГоголевском бульваре впикете, рассуждал протоиерей Всеволод Чаплин, один изсамых ортодоксальных деятелей РПЦ. Энтео скромно находился рядом сним. Впрочем, тогда всех затмил юноша срисунком, накотором была нарисована Богородица, стилизованная под плакат«Родина-матьзовет». «Атыхранишь девственность добрака?»— вопрошала Богородица.

Дмитрий Энтео и Всеволод Чаплин во время «молитвенного стояния в защиту православия и нравственности, против гомосексуализма, абортов, осквернения святынь и богохульства». Москва, Гоголевский бульвар, 1 июля 2012 года
Фото: Игорь Стомахин / PhotoXPress.ru

17 августа 2012 года участницам группы был вынесен обвинительный приговор. Вечером этогоже дня спецкор «Новой газеты» иактивистЛГБТ-движенияЕлена Костюченко сидела вкафе сосвоим приятелем, фотографом Денисом Бочкаревым. Онбыл вфутболке срисунком вподдержку Pussy Riot. Неожиданно вкафе вломились несколько православных воглаве сЭнтео ипотребовали отБочкарева снять футболку, потому что она оскорбляет ихчувства. Тот отказался, иначалось длинное, занудное исохранившееся навидеопротивостояние. Вкафе затащили лейтенанта полиции, обе стороны жаждали отнего активных действий, нотот разве что невырывался. «Дагде тутэкстремизм-то!»— вопрошал он. Его сменил полковник полиции, уговоривший проехать всех вотделение, итам участники конфликта написалидруг надруга неимевшие последствий заявления. «Большой успех» и«промысел Бога»— так Энтео оценил этот конфликт.

Спустя три года, вбеседе с«Медузой» онподтвердил, что считает 17 августа, когда был вынесен приговор Pussy Riot, азатем случился конфликт вкафе— днем рождения «Божьей воли».

Вскоре Энтео завел твиттер, вкотором начали появляться настолько безумные записи, что сложно было понять— этоарт-проектили одержимость. «Мынедостойны Путина, когда мыубиваем 7000000 детей вгод, развратничаем, неходим вхрам, втовремя когда онпоночам молится занас»,— одна изтипичных таких мыслей вэтом твиттере.

Эпизод 801. У здания Хамовнического районного суда города Москвы, август 2012 года / Srok Documentary

Настоящая фамилия Энтео— Цорионов, онродился в1989 году, окончил МГИМО. Провел довольно бурную молодость, включавшую всебятранс-вечеринки, увлечение буддизмом, богохульство илегкие наркотики. Изтех времен онвзял ссобой только прозвище Энтео— отслова «энтеогены» (группа психоактивных веществ растительного происхождения). В2010 году увлекся православием, к2015-мустал человеком, окотором говорят чиновники идепутаты, чью деятельность первые лица РПЦ обсуждают нафедеральных телеканалах.

«Мычто-тосовсем другое,— ответил Энтео навопрос „Медузы“ обуличных предшественниках „Божьей воли“. —Мыненашисты-охранители. Ихвеликие общественные деяния, которые сводились ктравле Навального ивосхвалению Путина, нам отвратительны. Попытки манипулировать православием ради политики нам еще более отвратительны. Мыпридерживаемся позиций христианского консерватизма. Мызагосударство, каким оно должно быть сточки зрения Библии».

«Мынедопустим чтобы наших детей убивали собственные матери, парадов извращенцев вПервопрестольном граде, иосквернения наших святынь,— говорится вманифесте движения. —Братья, отступать некуда, ради наших детей мыобязаны защитить наш город. Если мынепобедим сегодня, завтра будет слишком поздно. Как учил ведомый наарену римского коллизия священномученик Игнатий Богоносец: „Христианство— невмолчаливом убеждении, аввеличии дела“».

«Мызанимаемся обычным мониторингом,— рассказывает Энтео отом, как „Божья воля“ выбирает, накого или начто напасть. —Кроме того, так сложилось, что многие люди, узнав онас, стали нам звонить иписать, рассказывать овещах, которыми они были поражены».

Судя поперечню акций «Божьей воли», православные люди поражались целому спектру событий культурной инетолько жизни. Акции «Божьей воли» против абортов продолжались напостоянной основе. Вфутболках снадписями вроде «Родился сам, помогидругому» или «Мама, неделай аборт» ходили истарики, идети. Нопо-настоящемуактивисты привлекли ксебе внимание, когда вломились внесколько столичных больниц, скандируя там лозунги иразбрасывая листовки.

Акция «Божьей воли» против абортов
Фото: Димитрий Энтео / «ВКонтакте»

Движение пикетировало московский офис саентологов, обклеив его желтыми листовками спредупреждением: «Секта!» «Господь снами!»— отвечали участники «Божьей воли» навопрос полицейских отом, что они тут делают; апотом вместе сполицейскими шли писать заявление отом, что саентологи занимаются экстремизмом. Активисты «Божьей воли» приходили намусульманский праздникУраза-Байрамкмечети наПроспекте Мира вМоскве— защищать расположенные рядом православные храмы, над которыми якобы могли надругаться. Преследованию состороны «Божьей воли» подверглись даже пастафарианцы— приверженцы пародийной религии, восхваляющей летающего макаронного монстра. Ихправославные облили кетчупом.

Мимо двух явлений «Божья воля» непроходила мимо никогда— современного искусства иЛГБТ-активизма. Вэтом случае обычным пикетированием никогда необходилось. 29 ноября 2013 года Дмитрий Энтео иактивистка Мила Есипенко забрались насцену МХТ им.Чехова вовремя спектакля «Идеальный муж» попьесе Оскара Уайлда. «Зачто вытак нелюбите Христа, ведь его распяли занас?»— вопрошал узрителей Энтео, пока девушка бродила посцене, круша декорации. Спустя десять минут ихвывели при участии рабочих сцены исамих зрителей.

Вфеврале2014-госотрудник книжной лавки при музее ГУЛАГа Дмитрий Давыдов дал интервью, вкотором рассказал, что Есипенко два года непричащалась иигнорирует религиозные обряды. Энтео иего соратникизбилиДавыдова, тот написал заявление вполицию, оно было проигнорировано.

Акция «Божьей воли» вМанеже— вообще далеко непервая, где применялась сила. Активисты устраивали потасовки, например, на«Винзаводе», где открывалась выставка Евгении Мальцевой «Духовная брань». Про иконы Мальцевой искусствоведы говорили, что они выполнены «вовполне традиционной технике»— нонедля Энтео иего соратников. Витоге навыставку приезжал ОМОН.

Авоктябре 2014 года настене Энтео «ВКонтакте» появилась запись, мало чем отличающаяся оттой, скоторой начался погром вМанеже (написание глагольных окончаний -тся и-ться идругие грубые ошибки исправлены редакцией— прим. «Медузы»): «Братья исестры! Очень срочно. Сегодня в19:30 вцентре им.Сахарова планируется съемкаток-шоусучастием подростков, посвоей неопытности иневедению относящим себя кнетрадиционной сексуальной идентичности. Поблагословению прот. Александра Салтыкова, настоятеля Храма Воскресения Христова вКадашах мыинициируем молитвенное стояние возле центра. Требуется ваше участие иперепост. Общий сбор устанции метро Курская, необходимо духовное противодействие этому».

«„Радужная ассоциация“ (одна изобщественно-правозащитныхЛГБТ-организаций— прим. „Медузы“) проводила унас мероприятие,— вспоминает сотрудница Сахаровского центра Мария Кулланда. —Прокаминг-аутразговаривали, показываликакое-токино. Обычно они пишут оместе проведения мероприятий взакрытых группах усебя. Автот раз расслабились, икакой-тосайт написал, что приходите вСахаровский центр, будет интересно».

Втот день действительно было интересно. «Божья воля» блокировала выход изцентра, аЭнтео громко призывал покаяться завсе исразу. Сотрудники центра вызвали полицию, нотам ответили, что приедут пофакту появления пострадавших. Охранник, пытавшийся наладить связь свнешним миром, вкакой-томомент сказал: «Яуже весь вяйцах, невозможно работать втаких условиях». Яйца летели внего всякий раз, когда онприоткрывал дверь. Полиция всеже приехала, нокпроисходящему отнеслась снисходительно. Сотрудники Сахаровского центра написали заявление вполицию. Ввозбуждении уголовного дела им, конечно, было отказано.

«Иногда слов недостаточно,— рассуждает вбеседе с„Медузой“ Дмитрий Энтео. —Новедь мывзрослые люди, изнаем, что такое настоящее насилие. Это вгорячих точках, там, где идут боевые действия. Мыже просто защищаем наши христианские свободы. СЛГБТ-сообществомконфликт есть, нопосравнению справыми мыведем себя мирно. Мычерту чувствуем».

Вдни, когда Госдума принимала закон озапрете «гей-пропаганды»,ЛГБТ-активистывыходили кзданию парламента наОхотном ряду вМоскве— целоваться взнак протеста. Люди из«Божьей воли» толкали их, хватали заволосы, плевали имвлицо. Полиция пообычаю сначала любовалась этим зрелищем, апотом уже приступила кзадержанию всех подряд.

Разгон акции против гомофобного закона / Грани.Ру

После одной изтаких акций Энтео иЕлена Костюченко оказались водной камере вотделении полиции. «Онвсе спрашивал, почему у[участницы группы Pussy Riot Надежды] Толоконниковой такой успех,— рассказала „Медузе“ Костюченко. —Ивообще, хотел делать современное искусство. Рассказывал мне, что покрасил глобус вкрасный, иэто— вроде как— была кровь. Апотом онего поджег, иэто был типа апокалипсис. Яему говорю: нотыже чувствуешь, что Толоконникова круче напорядок? Аонтакой: да, нопочему? Сказала, что оннетворец, пусть смиряется, современное искусство непокорится ему».

Костюченко ненавидит Энтео зато, что он, поеесловам, организовал нападение наеедевушку. Это произошло вметро после очередной акции иочередных столкновений. Девушку люди из«Божьей воли» подловили иизбили впереходе между станциями метро. Вскоре после этого Костюченко столкнулась сним вэфире (теперь уже закрытого) Kontr TVнаток-шоужурналиста Антона Красовского— это было вянваре 2013 года: «Ясидела спокойно. Сказала ему, что онмразь, ичто онорганизовал избиение Ани. Аонначал говорить, что ядемон, послана силами ада,что-тотакое еще». Сразу после этоготок-шоуКрасовский непосредственно вэфире совершилкаминг-аутипризнался втом, что онгей. Его уволили.

УЭнтео явно есть покровители среди консервативного иортодоксального крыла РПЦ. Неслучайно после акции вМанеже вего твиттере появилась целая серия ссылок назаявления протоиереев, которые говорили окощунстве ибогохульстве выставки вцелом иработ Сидура вчастности. Влиберальном крыле РПЦ кнему относятся сосмесью недоумения ибрезгливости. Дьякон Андрей Кураев винтервью «Дождю», например,говорил: «Каждая конфессия имеет право иметь своих придурков. Если внем гормоны играют, тоэто незначит, что онвыполняет тайное задание патриарха».

«Да, мызанимаемся символическими действиями для привлечения внимания»,— отвечает Энтео навопрос, считаетли онсебя акционистом. Онвспоминает, как «Божья воля» вывесила транспарант против абортов наБольшом Москворецком мосту (Энтео называет его— «Немцов мост»). Как они клеили наклейки, осуждающие восстановление памятника Феликсу Дзержинскому наЛубянке. «НоМанеж— это неакционизм,— уточняет он. —Когда мыидем ипресекаем богохульство— это нешоу, это то, что должен сделать каждый порядочный православный человек».

«Уменя сложилось впечатление, что онбредит темой мученичества,— говорит Костюченко. —При этом оночень здравый парень, расчетливый. Ондалеко несумасшедший. Онхочет реализоваться, стать силой, очень тонко чует политические тренды. Может быть, онбы сталрок-звездойили художником, только плохо унего сэтим. Ядумаю, что когда онработы Сидура уничтожает, ондержит еще икакую-тообиду зато, что художником при этом считают неего».

Оригинал

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта