Сказ о том, как мы концы искали... Часть 1

Блоги 14 июля 2014 597050 3

все блоги автора

Сохраним лицо города

блогер, инициативная группа

Я не буду сейчас вспоминать и пересказывать всю историю с первым появлением на свет изображений этого строящегося архитектурного «шедевра», его освещением в интернете, ответной реакцией, породившейрезонанс,брифингоми последующими обсуждениями. Все это вы уже видели, слышали, а если нет — то посмотрите. После обсуждения в сети и после комментариев официальными лицами вопросов к этому объекту по-прежнему больше, чем ответов. В публичном доступе практически нет никакой проектной, технической, юридической и иной информации по вышеупомянутой стройке. Поэтому нам пока остается только анализировать существующие нормативные документы и делать скупые выводы на их основе.

uCVz9v0MBzA

Итак, давайте попробуем немного разобраться на примере данного «чуда архитектурной мысли» — как же все-таки регламентируется градостроительство в городе Кирове. Повторюсь, вследствие отсутствия документации по объекту в ходе анализа вопросов будет больше чем ответов.

Основным и главным нормативным документом, регламентирующим градостроительную деятельность, являетсяГрадостроительный Кодекс РФ(в действующей ред. от 05.05.2014 г.). Ознакомиться с этим ёмким документом можноздесь. Подробно цитировать и обсуждать градкодекс в рамках данной статьи мы не будем, а только вынесем оттуда важный для нас вывод — все функции по обеспечению градостроительной деятельности, планированию и функциональному зонированию городской территории, разработке и утверждению конкретных региональных градостроительных норм (с цифрами), выдаче разрешений на строительство и ведению соответствующих реестров, контролю за строительством и т.д. возлагаются на местный муниципальный орган управления. В нашем случае — на Администрацию города Кирова в лице Управления градостроительства и архитектуры (включая Градостроительный совет). Поэтому, обратимся за местными градостроительными нормами на сайт городской администрации, в разделГрадостроительство.

Из очень немногочисленных представленных документов наибольший интерес для нашего конкретного объекта имеютПравила землепользования и застройкигорода Кирова(далее сокращенно — Правила). В принципе, в данных правилах сосредоточены как раз все основные местные градостроительные нормы, касающиеся отдельных участков и районов города.

Весь город разбит на отдельные градостроительные зоны, для каждой из которой установлен свой градостроительный регламент. Градостроительный регламент включает в себя определение видов разрешенного использования участка, его границ, площадей, плотности застройки, максимальной высоты зданий и иных требований. Все выделенные градостроительные зоны нанесены на «Карту-схему градостроительного зонирования территории г. Кирова».

Карта градостроительного зонирования

Застраиваемый участок на углу Ленина/Воровского находится в зоне Ц-2 «Зона обслуживания и деловой активности местного значения». Градостроительные требования к данному участку определены статьей 46.1 Правил.

Основные виды разрешенного использования недвижимости:
  • многоквартирные секционные жилые здания со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, в том числе встроенно-пристроенными автостоянками;(в ред.решенияКировской городской Думы от 30.03.2011 N 50/4)- общественные здания административного назначения;
  • проектные, научно-исследовательские и изыскательные организации, не требующие создания санитарно-защитной зоны;
  • офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний;
  • гостиницы;(в ред.решенияКировской городской Думы от 30.03.2011 N 50/4)
  • кредитно-финансовые учреждения;
  • здания для культурно-досуговой деятельности населения;
  • компьютерные центры, интернет-кафе;
  • магазины, торговые комплексы;
  • выставочные залы;
  • предприятия общественного питания (рестораны, столовые, кафе, закусочные, бары);
  • фирмы по предоставлению услуг сотовой связи;
  • учреждения и предприятия связи, предназначенные для непосредственного обслуживания населения (отделения связи, почтовые отделения, междугородние переговорные пункты и прочие);
  • отдельно стоящие здания УВД, РОВД, участковые пункты милиции, ГИБДД, военные комиссариаты;
  • поликлиники; консультативные поликлиники;
  • аптеки, пункты оказания первой медицинской помощи, центры медицинской консультации населения;
  • судебные и юридические учреждения;
  • транспортные агентства по продаже авиа- и железнодорожных билетов и предоставлению прочих сервисных услуг;
  • центры по предоставлению полиграфических услуг (ксерокопии, размножение, ламинирование, брошюровка и пр.);
  • фотосалоны;
  • ЦТП, ТП, РП;
  • ветеринарные учреждения без содержания животных;
  • приемные пункты прачечных и химчисток, прачечные самообслуживания;
  • пошивочные ателье, мастерские по ремонту обуви, часов, ремонтные мастерские бытовой техники, парикмахерские, косметические салоны и другие объекты бытового обслуживания.
Как мы видим, список разрешенных объектов очень большой и разношерстный, а конкретные нормативные количественные требования к застройке не указаны. Отсюда можно сделать вывод, что под градостроительный регламент данной зоны можно при желании подвести практически любой нужный объект.

Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:
  1. В зоне действия дополнительных ограничений по условиям охраны культурного наследия должен соблюдаться режим содержания и использования историко-архитектурно-заповедной территории и единой охранной зоны территории и режим охраны культурного слоя г. Кирова. Здесь должны соблюдаться дополнительные требования сомасштабности построек сложившемуся архитектурному окружению и требования декорирования фасадов.
  2. Для отдельно стоящих зданий общественного назначения размеры земельных участков определяются в зависимости от видов использования по нормам, установленным для каждого вида.
  3. При размещении зданий, строений, сооружений, требующих специального согласования, необходимо соблюдение СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", требований санитарных правилСанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03"Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и других нормативных документов, введенных в действие на территории РФ.

А вот тут уже интереснее! Пункты 2 и 3 без изучения проектной документации ничего не дают. А вот пункт 1 предполагает ограничения застройки в охранных зонах культурного наследия. Некоторые представители власти и общественности заявляют, что район застройки не является исторической частью города. Что вызывает большие сомнения, ведь совсем рядом по соседству расположены старинные здания дореволюционной постройки. И даже на месте строящегося здания раньше располагалось здание 1821 года постройки – как раз его фундамент нашли строители при отрывке котлована.

Смотрим дальше Правила – «Карта-схема зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия». И видим следующее: застраиваемый участок находится в границах сразу трех охранных зон – в границах исторических территорий, в границах групповой охранной зоны и в границах территории градостроительного комплекса памятников (заповедной территории). А требования и ограничения застройки к этим зонам описаны в статье 47 Правил «Описание ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия». Статья содержит общие требования к регулированию застройки, общий смысл которых сводится к необходимости обязательно учитывать при строительстве и реконструкции облик сложившейся исторической застройки и соответствовать ему. Давайте еще раз взглянем на картинку и убедимся, что новое здание сложившейся застройке ну никак не соответствует!

И все-таки нужна конкретика. Изучаем дальше. Открываем «Схему градостроительного регулирования на исторических территориях центральной части города Кирова», которая является Приложением №4 к вышеупомянутой статье 47 Правил (кстати, в редакции от 26.02.2014 г.). Смотрим – участок застройки относится к кварталу №360, который в свою очередь относится к заповедной территории ЗТ-3.

Далее, открываемПриложение №2к ст.47 Правил «Ограничения к градостроительным регламентам в границах исторических территорий центральной части г. Кирова». В котором содержатся требования к границам земельных участков, архитектурным решениям, объемно-пространственным и композиционным решениям зданий. Помимо общих требований, что нужно соблюдать стиль общей исторической застройки, сомасштабности с соседними объектами, здесь имеются более конкретные требования, которые явно нарушены:
  • Запрещено применение в оконных системах и фасадах тонированного, цветного, зеркального, матового и т.д. стекла. Современные оконные системы допускаются только при условии стилизации к исторической среде.
  • Запрещена отделка стен современными отделочными материалами (плитка, панели, сайдинг).
  • Запрещено устройство плоских кровель. Крыша должна быть скатного типа.
  • Входные группы должны быть выполнены в едином историческом стиле.

Открываем следующееПриложение №3к ст.47 Правил «Ограничения к градостроительным регламентам по высоте зданий и по цветовому решению фасадов». Ограничений всего два, и, на мой взгляд, оба явно нарушены:
  • Ограничение высоты зданий по улицам Ленина и Воровского 12-15 м. Восьмиэтажное здание при средней высоте этажа 3 м с учетом крыши будет высотой около 30 м, что в 2 раза больше допустимой высоты.
  • Рекомендуемое цветовое решение застройки – оттенки серого, красного, желтого. Опять же по картинке видим, что цветовое решение фасада далеко от рекомендаций и от цветов существующих зданий.
Кратко резюмируя итоги изучения местных градостроительных норм:
  1. Общероссийские градостроительные нормативные документы содержат лишь общие принципы и требования к градостроительной деятельности. Все конкретные нормативы должны разрабатываться в местных органах власти. Главные местные градостроительные документы, имеющиеся в общем доступе – Генеральный план города Кирова и Правила землепользования и застройки города Кирова.
  2. При этом и они не содержат всех конкретных градостроительных норм (плотность и коэффициент застройки, площадь озеленения, минимальная площадь участка, отступы от границ участка и соседних объектов, нормы количества парковочных машино-мест, требования к организации движения транспорта и пешеходных потоков, и т.д.). Какие требования были прописаны в Градостроительном плане, выданном на участок, и какие цифры использовали проектировщики – неизвестно.
  3. Участок расположения здания все же входит в историческую часть города и на нем действуют определенные Правилами ограничения градостроительных регламентов и требования к застройке. Отталкиваясь от внешнего вида здания на картинке ясно видно, что здание нарушает архитектурный облик исторической застройки, требования Правил к виду и высоте здания нарушены.
  4. Согласно главы 7 Правил, при наличии отступлений от градостроительных требований проект здания должен в обязательном порядке выноситься на публичные слушания и после них согласовываться на Градостроительном совете. Однако, публичные слушания не проводились.

Вот что получается — администрация города разрешила строительство непонятного торгово-офисного центра, абсолютно не вписывающегося в застройку исторической и культурной части центра города, наплевав на свои же собственные архитектурные требования. При этом совсем проигнорировав общественное мнение и ничем не обосновав нужность здания данного функционала в данном виде в данном месте.

Попытка оправдаться перед общественным резонансом, устроив брифинг, выглядела именно как судорожная попытка оправдаться, и никак иначе. Банальные ответы на вопросы для галочки, витиеватый уход от вопросов посложнее и полное игнорирование острых вопросов — вот каким был стиль проведенного брифинга. Непонятно — зачем собрали брифинг, и что хотели пояснить? После него вопросов появилось больше, чем ответов. Поэтому мы с вами продолжим разбираться в этом деле.

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта