Нужна новая реформа ЖКХ

Блоги 5 апреля 2017 3757 0

все блоги автора

Олег Холкин

магистр философии, эксперт ОПКО в области права

Процесс реформированияЖКХ-отрасли был запущен принятиемЗакона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» (1992 г.), которым были определены основные направлениями реформационных изменений, а именно: формирование института эффективного собственника, перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения, привлечение частного бизнеса.

На данный момент имеются известные основания констатировать, чтопоставленные вышеназванным законом задачи в своем существе были выполнены, а именно:возник класссобственников относительно жилья и коммунальной инфраструктуры,отрасль была переведена на рыночные отношения,в ЖКХ-сфереподавляющая доля принадлежит частному бизнесу.

Это означает – реформирование в указанном выше смысле, т.е. слом прежнего способа хозяйствования ЖКХ-сферы, было успешно осуществлено и завершено.

Следовательно, ныне, в строгом смысле,мы должны говоритьотнюдь не о реформировании, а о проблемах ЖКХ, с которыми мы столкнулисьв пореформенный период.

Между тем говоря ужео проблемах отрасли, беря во внимание их масштаб, содержание и глубину поражения предмета, и при этом помятуя о значительном количестве нормативно-правовых, распорядительных и методических документов, захлестнувших, но не отладивших надлежащим образом ЖКХ-оборот, мы вынуждены квалифицировать состояние данной сферы какситуацию впадения всистемный кризис.

Понятно, что выйти из данного состояния системного кризиса возможно только через принятие решений также системного характера, а именно: путем изменения (реформирования) самого способа хозяйствования.

Намечу некоторые подходы в порядке придания более конкретных очертаний концепции реформирования ЖКХ-сферы в вышеназванном смысле.

Имеются основания для постановки вопроса о частичном возвращении к «дореформенным» условиям хозяйствования, поставив под государственный контроль всю коммунальнуюинфраструктуру с последующим использованием в ЖКХ-обороте правовых институтов доверительного управления, концессии и т.п. Известно, что в большинстве зарубежных стран приватизация имеет существенно иное содержание, чем было принято в пореформенной России, а именно: в данных странах приватизация не состояла в передаче имущественных прав от публичных структур структурам частным, а – в приватизации именно бизнеса, т.е. передаче частным структурам только управления и результатов деятельности.Здесь существенное значение имеет обеспечение полного верховенства государства и муниципалитетовв инфраструктурной политике посредством главного инструмента: полного контроля над отношениями собственности в данной сфере, имеющей базовое значение в смысле благополучия населения данной территории.

Далее. Реформирование ЖКХ-сферы в новом смыслеможет приобрести релевантный характер, в том числе, при условии созданияхозяйствующих структур типа холдингов, объединяющих в функциональном плане все определяющие отрасль структурные звенья агентов-участников. Зачем это нужно?Ответ:в целях повышения планки управляемости ЖКХ-оборотом (в регионе, поселениях) в целом, в том числе для обеспечения оперативного функционального «перетекания» производственных мощностей отдельных хозяйствующих структур по принципу» сообщающихся сосудов» в случаях, когда обнаруживается нехватка«мощностей» непосредственного исполнителя услуг объему стоящих перед ним актуальных хозяйственных задач в то время, когда у других в том же отношении имеется их явный и относительный переизбыток. К таким случаям в частности можно отнести наступление «сезонных эксцессов» (занос дорог,массовый весенний сход снега с крыши т.п.).

Далее. Победа надтарифной«чехардой» возможна только, если создать действительную конкурентную среду среди исполнителейэтих услуг. В этом отношении можно было воспользоватьсяопытом ряда европейских стран в части рыночного регулирования в области тарифов. Суть состоит в обеспечении (нормативно-правовом, организационном) условий, когда операторы услуг, будучи владельцами бизнеса, а не «труб» и «ресурсов», используя одну и ту же сетевую инфраструктуру (электросети, водоводы и т. п.), становятся конкурентами на рынке коммунальных услуг только в одном компоненте – в части тарифа на свои услуги. При таких обстоятельствахпрактически единственным инструментом привлечения потребителей услуг становится ставка предлагаемых тарифов. В результатевыиграют все, а вся система с головы встанет на ноги.

Российская же практика, основанная на принципах сдерживания тарифов на некотором «предельном» уровне и ориентированная на получение компаниями, в том числе УК, прибыли, в конечном счете, обернулась тарифными «войнами» между потребителями и поставщиками услуг и ресурсов. Такая практика – тупик, которая также явилась одним из факторов постановки вопроса о реформировании (качественном изменении) самого способа хозяйствования в ЖКХ-сфере.

Кроме того, следует по иному определиться с ролью и местом министерств ЖКХ во всем ЖКХ-обороте, когда в качестве ключевых задач министерств следовало бы считатьразработку ими принципов функционированияотрасли, вместо того, что бы плодить различные правила, инструкции, порою не уместные, невыполнимые, нелогичные или даже бестолковые.

Вышемы обратили внимание только на некоторые существенные моменты реформирования ЖКХ-сферы в смысле изменения самого способа хозяйствования в данной сфере.

Вопрос требует объединения усилийвсех причастных к его решению политических, государственных и гражданских структур, поставщиков ресурсов, управляющих компаний, ЖСК и ТСЖ, научного сообщества, общественников, всех заинтересованных лиц для выработки, во-первых, современнойконцепции реформирования отношенийЖКХ, предусматривающей существенную корректировку (изменение) курса, а во-вторых, для выстраивания на этой основе надлежащего хозяйствования (практики), в том числе с использованием лучшего как отечественного «дореформенного» опыта, так и современного опытазарубежных стран.

Оригинал

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта