Образы памяти

Блоги 30 сентября 2014 555464 0

все блоги автора

Артем Молчанов

руководитель УФАС по Кировской области

В 2015 году нас ждет очень важное, на мой взгляд, событие – празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Важное не столько потому, что сейчас происходит во внешнеполитическом плане, а потому что наше отношение к этому событию – показатель нашей исторической памяти.

Эти великие исторические события остались в памяти людей не только благодаря книгам и фильмам, рассказам очевидцев и урокам в школе, но и благодаря бережному отношению к соблюдению ритуалов памяти погибшим воинам, уважению к ветеранам, священному отношению к памятникам и образам той войны.
Через образы мы погружаемся в состояние людей, понимаем их. Через образы мы учимся также любить свою Родину, как любили они – завоевавшие Победу.

Безусловно, самым распространенным образом советской пропаганды тогда стал образ «Родины-матери». Все мы знаем знаменитый плакат времен Великой Отечественной войны «Родина–мать зовет!», созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года. Есть версия, что плакат был создан в первый день войны. На плакате мы отчетливо представляем себе образ женщины, образ собирательный, образ матери, призывающей своих сыновей принять присягу и встать на защиту своей Родины. Он еще много раз использовался в плакатах войны, памятниках, произведениях культуры и искусства. Образ этот неслучаен, потому что нет более святых ценностей у человека, чем мать и Родина.

Так считали наши деды, наши отцы. Так ли считаем мы? Надеюсь.
Но, видимо, не у всех историческая память так длинна. Мы видим использование в рекламе этих образов, карикатурное их воспроизведение. В одном из последних дел мы рассматривали кощунственное искажение этого плаката, где Родина-мать призывала сменить машинное масло. В другом деле сейчас рассматривается такая же карикатура, но уже на известный плакат Д. Моора времен Гражданской войны, также широко использовавшемся и в период Отечественной войны - «Ты записался добровольцем?». На этой карикатурной рекламе солдат призывает сдавать бутылки по выгодной цене.

Что это? О чем думали люди, создавая эти карикатуры? Хотели посмеяться? Привлечь побольше клиентов? Где их память? Где были их деды, когда все вставали на защиту своей Родины? Сдавали бутылки по выгодной цене? Меняли машинное масло?
Думаю, мы должны задуматься. Попирая святыни мы не можем иметь будущего. А образы той войны, это образы святые.

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта