Дальнобойщиков ждет не Болотная, а «болото»

Блоги 7 декабря 2015 65248 1

все блоги автора

Евгений Гонтмахер

член Комитета гражданский инициатив

Когда официальные данные стали свидетельствовать оснижении реального содержания российских зарплат, мнения экспертов осоциально-политических последствиях этой тенденции разделились.

Естественно, что те, кто себя ассоциирует спроводимой государством политикой, тут жестали заявлять, что ничего страшного непроисходит.

Наиболее радикальные изних договорились дотого, что кругом враги инадо заканчивать сбуржуазным потребительством. Россия сее особым путем всегда отдавала преимущество духовному (или, иначе говоря, скрепам) перед материальным.

Чуть более цивилизованные «эксперты-пропагандисты» стали всех нас уверять, что надо чуть-чуть потерпеть ине успеем оглянуться, как всё наладится. Будем снова радоваться повышениям зарплат, пенсий, улучшению доступной бесплатной медицины.

Также естественно, что противоположный лагерь — оппонентов нынешней власти — начал отсчитывать денечки, когда беднеющий народ выйдет наулицы исметет ненавистный режим. Например, из-за введения платежа накапремонт жилья или очередного повышения тарифов науслуги ЖКХ.

Новотпрошла осень, которая своей непогодой заведомо раздражает людей, наступила зима сее нехваткой солнца, статистика упрямопоказывает социальный негатив, ничего хорошего всоциальном плане люди неждут дажевсреднесрочной перспективе, анародного бунта всё нет инет. Получается, что ошиблись и«эксперты-пропагандисты», и«оппоненты»?

Или, может быть, действительно «духовные скрепы» победили «низменное материальное»?

Ситуация сдальнобойщиками иэту гипотезу неподтверждает, уже давая пищу квесьма любопытным выводам осоциальных настроениях большинства наших соотечественников.

Небуду разбираться вчисто технико-экономических аспектах использования большегрузных автомобилей (нагрузка надорожное полотно, справедливость или несправедливость вводимых платежей через систему «Платон» ит.п.). Для этого есть специалисты, которые сейчас пишут много умных текстов.

Меня заинтересовал сам факт публичного идовольно организованного протеста, который мыс вами сейчас наблюдаем. Сказать, что такого давно небыло всовременной России — несовсем правда. Например, внекоторых городах открыто выражали свое недовольство процессом «оптимизации» бесплатного здравоохранения врачи идаженафоруме Общероссийского народного фронта Владимиру Путину были предъявлены весьма серьезные доводы против сворачивания общественной медицины. Ночто интересно: сврачами никакая другая отраслевая группа работников солидарности непродемонстрировала — например, учителя, укоторых накопились аналогичные проблемы, или ученые, протестовавшие толькопротив реформы Академии наук. Ипрофсоюзы вэтих секторах вродебыесть, апротест был разрозненным испорадическим. Сейчас можно суверенностью констатировать, что упомянутые выше бюджетники утихомирились — толи устали протестовать ирешили спасаться поодиночке, толи патриотическая риторика («Родина вопасности!») всё перекрыла… Хотя ситуация ив здравоохранении, ив образовании, ив науке продолжает ухудшаться: снижается финансирование, продолжаются увольнения, живую работу окончательно накрыл бумажный вал отчетности.

Итут, наочевидном спаде сколько-нибудь организованной протестной активности, появляются никем неожидаемые дальнобойщики. Эта группа, конечно, никогда особо непроцветала: работа адская иоплата никак еетяжести несоответствовала. Новсё же, получая наруки несколько десятков тысяч рублей вмесяц, водитель фуры (а часто иее владелец) чувствовал себя всвоей провинции королем. Там ведьподавляющее большинство людей получают 15–20 тысяч икак-то выживают. Недаром дальнобойщики досих пор гордятся тем, что они всячески поддерживают государство влице нынешнего президента, «Антимайдан» иненавидят «пятую колонну», которую они наконец-то увидели потелевизору.

Новедьвышли спротестами ипроводят дажекакие-то всероссийские коллективные акции, типа похода наМоскву. Что жепроизошло?

Во-первых, длящийся уже неодин год кризис перешел встадию, когда стал падать спрос нагрузовые автомобильные перевозки. Доходы дальнобойщиков, естественно, пошли вниз. Ноэто был некритичный фактор: вся страна переживает трудности, потому что ееокружили враги итеррористы. Поэтому надо терпеть. Это, кстати говоря, весьма распространенная логика объяснения нынешней ситуации среди провинциального малого исреднего бизнеса.

Нона это, во-вторых, именновотношении дальнобойщиков, наложился еще один фактор: введение нового побора наних. Несчитая упомянутого платежа накапитальный ремонт, который реально ударил побюджету многих российских семей, других подобного рода адресных «подарков» ниодна другая группа населения неполучала. Тут уводителей, естественно, стал закрадываться вопрос: апочему именноони, еле сводящие концы сконцами, ане олигархи-богатеи, должны «делиться»? Они итак исправно формируют львиную долю собираемого постране транспортного налога, обеспечивают неменее значительную часть акцизов набензин. Надо толькоудивляться терпению дальнобойщиков, которые вэтой ситуации предлагали непросто отменить «Платон», азаменить его повышенным акцизом! Тоесть они были готовы взвалить насебя дополнительное налоговое бремя, толькочтобы помочь оказавшемуся втяжелой ситуации государству. Если бывласть пошла натакое решение, товсе протесты моментально бырассосались. Водители бытихо выругались, покряхтели даи вернулись быза баранку своей фуры.

Ивоттут вступил вдействие третий фактор, который вконечном счете ивзорвал ситуацию, — посмотрите выложенные вИнтернете видео, вкоторых дальнобойщики нежалеют жестких слов уже вадрес неотдельных персон, агосударства как института. Речь идет отом, что оператором «Платона» стала частная компания, которая берет заэто немаленькие комиссионные. Тут ужводителям стало совсем обидно загосударство (и яс ними полностью согласен), которое они так сильно уважают. Иони стали записывать видео, давать интервью, объявили опротестных акциях идажедоехали доМосквы. Последней ихнадеждой было Послание Президента Федеральному Собранию, оглашенное 3 декабря, вкотором они ожидали каких-то слов всвою поддержку. Однако иэта наивная мысль нематериализовалась.

Здесь яхотел бывернуться кописанным вначале этой статьи сценариям развития социальной ситуации вРоссии:

1) «затянем пояса ради величия державы»;

2) «холодильник победит телевизор, инарод смассовыми протестами выйдет наулицу»;

3) «духовные скрепы победят материальное бытие».

Пример дальнобойщиков показывает, как мне представляется, что ниодин изэтих сценариев вРоссии нереализуется.

Затянуть пояса ради державного величия чуть лине 90% населения вродебысогласны, ноу дальнобойщиков эта установка явно иочень быстро сменилась наоткрытое недовольство сначала почисто экономическим, апотом, непобоюсь этого слова, иполитическим причинам. Ноих протест, судя повсему, неприведет кцепной реакции событий, наподобие памятной Всесоюзной забастовки шахтеров 1989 года или, берем выше, зарождения польской «Солидарности». Почему?

Впозднем Советском Союзе власть, посути, уже находилась всостоянии полураспада. Ееуже небоялись, несмотря напредшествующие тоталитарные десятилетия. Сейчас это далеко нетак. Аесли взять польский случай, тоне надо забывать отом, что там, несмотря насорок лет послевоенного социализма, воткрытой оппозиции квласти практически всегда была церковь, апотом ибольшая часть интеллигенции. ВРоссии этого, очевидно, также нет. Более того, унас, после короткой попытки построить реально работающие демократические институты в1990-е годы, уже более 10 лет весьма успешно идет процесс построения управляемой, или имитационной, демократии. Эпизод смассовыми уличными политическими московскими протестами 2011–2012 гг. был успешно погашен без сколько-нибудь значимых для власти усилий. Наше политическое болото успешно засасывает всё.

Так идальнобойщики: побузят — иразъедутся посвоим городам ивесям. Кто-то, сцепив зубы, будет продолжать работать забаранкой — семью все-такикормить надо, — кто-то продаст свой автомобиль или поставит его наприкол, пытаясь сменить род деятельности, кто-то уйдет втрадиционную российскую депрессию, обильно сдобренную низкопробным алкоголем.

Может быть, кто-то изнынешних протестантов действительно попытается отстраниться отбренной суеты, уйдя вмонастырь. Ноэто никак некомпенсирует накапливающийся социальный негатив миллионов водителей итех, кто сними связан пожизни. Всякий разговор об«особом» российском пути, онашей выдающейся «духовности», азаодно ио грядущем российском инновационном лидерстве эти люди будут обрывать традиционными русскими непечатными выражениями. Иони будут правы.

Оригинал

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта