Судьба «Трансаэро» — тест на зрелость Правительства РФ

Блоги 20 октября 2015 89031 0

все блоги автора

Михаил Прохоров

политик

Всем привет!

Поводом для написания этой заметки стали события, происходящие сейчас вокруг компании «Трансаэро».

Всем, кто впоследние годы следит зароссийской экономикой, уже давно очевидно, что происходит процесс сжимания экономической активности всвязи срезкими изменениями условий существования экономических субъектов после введения санкций (просто чистый дарвинизм!) и, как следствие, попадание компаний ицелых отраслей (туроператоры, банковская система, строительство, автопром), скажем так, всложное финансовое положение. Относительно неплохо себя чувствуют компании сырьевого сектора засчет дешевизны рубля икрупные государственные компании, получающие пока еще обильную государственную поддержку. Вэтих условиях смена собственников ибанкротство – нормальный механизм оздоровления нормальной рыночной экономики, который при правильной (без кавычек) организации дает возможность стране выйти изкризиса сболее сильной экономикой. Базовый принцип вусловиях кризиса врыночной системе: делай сейчас, нодумай обудущем. Ноне унас…

Меня особенно поражает скорость изменения идеологии экономических властей вчасти горизонта планирования: сначала отказались от3-х летнего бюджета, сейчас принимаются «стратегические» решения разбегом отодного дошести месяцев, ачто потом… там будет видно. Вот ровно так было в90-е годы, где жили отзарплаты дозарплаты. Нехочется верить, что унаших экономических властей стоит задача сжать иогосударствить экономику доразмеров 90-х идажедоболее ранних периодов, когда были везде одни цены, одна государственная компания вотрасли, один брэнд навсех.

Ксожалению, ситуацию с«Трансаэро» трудно трактовать иначе. Сначала государство влице «Аэрофлота» бодро заявило, что спасет компанию иреструктурирует все долги, успокоив играждан, икредиторов, иперсонал, ипассажиров. Затем что-то несложилось (не смогли найти 75 + 1% акций «Трансаэро»?). Несложилось, поэтому будем банкротить, а«Аэрофлот» поруководит компанией – конкурентом, запустит процедуру его банкротства изаберет лучшие маршруты себе (прямокак пустить известное животное себе вогород). Ямогу похвалить «Аэрофлот»— действует как первоклассный рейдер. Отличная работа, молодцы! Ясерьезно. «Аэрофлот» без сомнения выиграет. Акто проиграет? Давсе остальные!

Банкротство системообразующей компании «Трансаэро» означает:

1. Уход срынка крупнейшей частной компании с25-летней историей, увеличение доли «Аэрофлота» вперевозках доболее, чем 50% рынка, сокращение рабочих мест ипотеря части квалифицированных кадров, снижение конкуренции, увеличение стоимости билетов иснижение качества обслуживания.
2. Потерю банками более 200 млрд рублей, что приведет куменьшению ихкапиталов (а желающих вкладывать вбанки практически нет, банки торгуются скоэффициентом 0,6 ккапиталу), что всвою очередь ведет кнедофинансированию экономики вразмере 1 трлн рублей.
3. Цепочку банкротств туроператоров, некоторых банков, поставщиков нефтепродуктов ит.д., опять потери рабочих мест, налогов ирасходы навкладчиков банков изАСВ.
4. Значительные прямые икосвенные потери государственного бюджета.

Удивительно, ноинициатором банкротства выступает государство, хотя именнооно витоге несет основные потери (конечно, запределами 6 месяцев!), выступает некак стратег, рачительный хозяин истарший партнер, акак слепая акула, подавая сигналы рынку обокончательной победе государственной экономики над частной иготовности «палить» свои деньги иденьги граждан надостижение сиюминутных результатов.

Мировой опыт знает удачные инеудачные примеры участия государства при работе спроблемными компаниями. Возьмем кризис 2008 года вСША, где напримере General Motors иCitibank мыувидели эффективные решения чиновников ссохранением компаний, рабочих мест изначительным дополнительным доходом вбюджет. Немало знает мировая история, втом числе иновейшего времени, успешных примеров спасения крупных авиакомпаний. Интересно, хоть кто-нибудь вправительстве ставил перед собой задачу проанализировать его?

Удивительно, нов товремя, как государство хочет обанкротить компанию ивзять насебя все расходы наэто, частные банки хотят компанию спасти. Они предлагают конвертировать долги вакции, сформировать новую команду, сохранить рабочие места иконкуренцию – почему государству непомочь кредиторам, помочь выживанию, ане умиранию?! Дать шанс наспасение, обанкротить всегда успеем! Ответ видимо выходит за3-6 месячный горизонт видения нашего Правительства.

Ив заключение, хочу сказать опсихологии ивере. Вусловиях экономических трудностей именновера вто, что все можно исправить иналадить является самым мощным двигателем развития. Если неподдержать инициативу частных банков, топосле еще двух-трех таких примеров, ненадо будет удивляться усилению оттока капиталов иотъезду наиболее активных вдругие страны.

Оригинал

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта