Проблемы нестационарных торговых объектов

Блоги 13 февраля 2014 630586 2

все блоги автора

Виктор Ермаков

Омбудсмен по защите прав малого и среднего бизнеса

Весь 2013 год в адрес Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова, в Торгово-промышленную палату России поступали обращения, связанные с практической реализацией органами исполнительной власти и местного самоуправления субъектов РФ закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части порядка и правил размещения нестационарных торговых объектов (НТО). Это обращения из г. Кирова, Саратовской обл., г. Самара, г. Москва, Московской обл., Камчатского кр. и других регионов.

Нам приходилось вступать в переписку с руководителями субъектов и муниципалитетов, обращая внимание на необходимость решать вопросы с учетом требований норм Федерального Закона № 209 «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в РФ», который приписывает всем органам власти создавать условия для развития малого и среднего предпринимательства.

Работа с обращениями предпринимателей выявила спорные, неотрегулированные должным образом моменты в действующем законодательстве.

Так статьей 10 Закона прописаны особенности размещения НТО, предусматривающие, в том числе, утверждение органами власти и органами местного самоуправления схем размещения НТО. При этом в Законе нет порядка и условий заключения договоров на установку и размещение таких объектов.

Нормы земельного законодательства не могут регламентировать в полной мере данные отношений в связи со спецификой самих НТО, не являющихся недвижимым имуществом и, следовательно, не имеющих прочной связи с земельным участком.

Я неоднократно поднимал этот вопрос на рабочих встречах с Уполномоченным по защите прав предпринимателей. Проводились консультации и обсуждения с Министерством экономического развития РФ, с Минпромторгом. Вопрос неоднократно поднимался на всех встречах с представителями предпринимательского сообщества.

Пришли к выводу, что проблема зашла слишком далеко и её необходимо решать законодательным путём. Именно поэтому она была включена в доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту РФ в следующей формулировке:
Считаем необходимо внести изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а именно:
добиться определенного правового статуса нестационарных торговых объектов; уточнить определение НТО, предусмотреть градацию таких объектов;
• для каждой из категорий НТО закрепить срок договора;
• закрепить исчерпывающий перечень видов договоров для размещения НТО (договор аренды земли, помещения, части помещения, договор на право осуществления торговой деятельности с использованием НТО);
• исключить возможность пролонгации договора на неопределенный срок. Одновременно закрепить обязанность органа власти перезаключать договор с добросовестным предпринимателем;
• закрепить обязательное внесение в конкурсную документацию на право размещения НТО условие – только для субъектов малого и среднего предпринимательства
• закрепить обязанность органов власти предусматривать компенсаторные меры при внесении изменений в Схему размещения НТО; а также возможность устанавливать льготы для определенных категорий предпринимателей.

Хотелось бы отметить, что органами государственной власти была услышана наша позиция. Так 27.01.2014 Минпромторгом России было направлено инструктивное письмо в органы исполнительной власти субъектов РФ, в котором речь идет о недостаточности правового регулирования нестационарной торговли и, как следствие, возникающих случаях злоупотреблений со стороны органов государственной и муниципальной власти, ущемляющих права предпринимателей и препятствующих развитию малого и среднего торгового бизнеса.

Информирую предпринимателей о том, что 2014 году Минпромторгом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и экспертным сообществом планируется подготовка изменений в Закон о торговле с целью:
– введения единообразных правил для всех субъектов РФ,
– обеспечения стабильности прав и законных интересов хозяй-ствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, прежде всего субъектов малого и среднего предпринимательства,
– урегулирования правил размещения нестационарных торговых объектов, в частности, договорных отношений с органами власти, а также применение принципа «меняется место – сохраняется бизнес».

Мы неоднократно обращали внимание на то, что пересмотр схем НТО приводит к сокращению и даже прекращению малого бизнеса и, в конечном итоге, противоречит планам развития территорий и создания комфортной среды для граждан.

Хотел бы поблагодарить Министерство экономического развития и Минпромторг России за конструктивную и взвешенную позицию.

Таким образом, совместная работа будет продолжена, и я уверен, что усилиями института Уполномоченного совместно с бизнес-объединениями страны ситуация будет решена в пользу малого бизнеса.

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта