С чистого листа

Блоги 23 мая 2012 642469 0

все блоги автора

Тина Канделаки

Телеведущая, журналист

Вот и стало известно имя нового министра образования. Признаюсь, эмоций по этому поводу сегодня было много у всех, но теперь мы выдохнули и давайте же подумаем, что в действительности нам нужно от нового министра.




Чего уж греха таить, Андрей Александрович и сам не скрывал своей усталости и желания уйти на покой. Но при этом можете даже не сомневаться, что с ним обсуждали кандидатуру нового министра и наверняка учитывали его рекомендации и пожелания. Судя по тому, что новый министр был замминистра при Андрее Александровиче, получается, что с Фурсенко они даже работали вместе. Смешно, когда читаешь в такие дни соцсети и твиттер. Люди начинают соревноваться в размере камней, которые они с удовольствием кидают в уходящего чиновника. Мол, и систему он развалил, и реформа ему не удалась, и вообще, некреативный он совсем, и математику не любит. Фурсенко, уверена, и не рассчитывал на иное. В «Нереальной политике» он мне лично признался, что другого не ждал. Все, что он делал, он делал не потому, что хотел понравиться, а потому, что искренне думал: так будет лучше. И плоды реформ, в которые он безоговорочно верил, вполне возможно, оценят уже в эпоху другого министра. Но есть одно большое НО, о которое многие хорошие начинания Фурсенко споткнулись и о которое, убеждена, еще не раз споткнется и новый министр.



У меня в комментариях к предыдущему посту кто-то высказался в духе «Фурсенко тут – отнюдь не единственный виновник», а на прямой вопрос другого пользователя ответил расхожее «виноваты правительство и парламент». Это уже отголоски «болотной» моды: если что-то в стране не получается, то виновато только правительство. Хоть Путина не приплели, и на том спасибо.

Я очень активно занималась российским образованием и старательно вчитывалась в любой попавший мне в руки документ, общалась с педагогами и министрами напрямую и через мой сайт «Умная Школа». Думаю, что накопила определенный багаж опыта и уважения в профессиональном сообществе, чтобы заявить уверенно: главная проблема министерства заключалась в абсолютном неумении выстраивать систему управления попавшей им в юрисдикцию махиной.



Очевидно, что за эти восемь лет министерство образования превратилось в министерство деревопереработки – ведь уму непостижимо, сколько бумаги было переведено совсем зазря! И самое печальное в этом то, что, даже когда я задала вопрос заместителю министра Игорю Реморенко, он только развел руками: про проблему знаем, что делать, не знаем. А леса гибнут. Нет на вас нормальной экологической организации, господа министры, чтобы хоть туда пожаловаться. Деревья не жалеете, так хоть людей пожалейте. Не счесть, сколько раз ко мне обращались учителя с такой банальной, но очень насущной проблемой: отчетов и бумаг они пишут столько, что не успевают собственно учить.


Во-вторых, у меня сложилось такое впечатление, что было принято негласное решение разобраться с проблемой безработицы путем увеличения количества посадочных мест внутри самого Министерства образования. В результате и безработицу победить не удалось, и управляться с армией чиновников стало просто невозможно. И это вовсе не потому, что люди они плохие и о стране не думают, нет. Просто такая система оказалась абсолютно нежизнеспособной.


Вот тут уже можно говорить о состоятельности министра образования как менеджера, управленца. Заметьте, никакой ответственности правительства и парламента здесь нет. Если отбросить эмоции в сторону, то единственное, в чем можно без всякого сомнения упрекнуть Фурсенко, – это недостаточно грамотное администрирование. Только хороший менеджер сможет выстроить грамотную, работающую систему чего угодно, если знает основные законы ее формирования. Фурсенко им не был. Он был романтиком. OLD-FASHIONED PERSON, как однажды он сам себя назвал. Будет ли новый министр прагматиком? Время покажет.



Так как господин Ливанов уже принял решение о том, что сотрудничать в своей работе со мной он не планирует, мне хотелось бы сделать небольшое напутствие новому главе министерства образования.

Дмитрий Викторович, вам досталось очень сложное наследство. «Самой начитанной страны» и «самой образованной нации» уже давно нет, а вместо этого мы имеем кучу выпускников без работы и кучу вакансий без соискателей. В придачу – школы и вузы, которые катятся вниз по мировым рейтингам, не удерживаемые никем. Сегодня мир требует другого образования и другой модели, которую невозможно интегрировать в уже существующую. Невозможно стремиться к светлому цифровому будущему, когда мы все еще живем в «совковой» парадигме нормочасов и отчетов. Мир давно изменился, образование за ним не поспело. Теперь новому министру нужно провести генеральную уборку: взять чистый лист и набросать на нем все то удачное, что еще осталось от этой системы, а огромный балласт, состоящий из ненужных законов, ограничений и отчетов, оставить в прошлом. Наполнить систему новыми смыслами и мотивациями. Облегчить эту бюрократическую махину и вдохнуть в нее жизнь. Мне кажется, что вернуться на правильный путь мы теперь можем только налегке.

Моя колонка для газеты Известия

Оригинал

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта