Наталья Пышко: «Наша Галерея опережает время в Кирове»

31.03.17
СВОЙ КИРОВСКИЙ
городской интернет-портал
О том, насколько отчаянным можно быть во имя искусства, - в нашем интервью.

Автор: Надежда Нечанова

 
1 апреля Галерея Прогресса празднует семь лет со дня своего основания. О том, как живёт в Кирове современное искусство, о чём оно, и легко ли вести галерейный бизнес, нам рассказала Наталья Пышко. Она директор Галереи Прогресса, её называют крёстной мамой современного искусства на Вятке.

Мы встретились с Натальей в Галерее, где она с ходу начала рассказывать про сказочно красивую Вятскую роспись, в которой сегодня, по её словам, заключён туристический потенциал Кировской области.

Наталья, как до появления Галереи Прогресса существовало современное искусство в Кирове? Было ли оно?

- Конечно, было, были и художники нонконформисты, которые создавали авангардные произведения (Ф. Ширяев, А. Черезов, А. Федяков, и др.) До открытия Галереи у нас был небольшой опыт выставочной деятельности: в нашей багетной мастерской мы оформляли картины, создавали экспозиции, находили площадки для проведения выставок, придумывали новые формы интересной выставочной подачи. Потому что мы видели, что современному художнику довольно сложно выставить свои работы в государственных музеях и выставочных залах - их на Вятке очень мало, и работали они тогда не каждый день и до 5 вечера. Художнику сложно сделать персональную выставку, нужно как минимум быть членом Союза художников и пройти строгий отбор музейной институции. Но порой молодые художники настолько радикальны и нестандартны, что их работы на выставки не допускаются. И вот для этого во всём мире существуют галереи и центры современного искусства. В них работают ценители современного искусства, которые видят потенциал произведения для времени и понимают, что будет актуально и востребовано.

На каких условиях галереи сотрудничают с художниками?

- У нас бесплатно. А во всём мире это платно. Если художник имеет возможность продаваться и галерея это видит, она предлагает ему кураторство по контракту: продвижение, продажи, выставки, создание имиджа… В случае, если это уже состоявшийся художник, то куратор галереи делает селекцию из его работ и компилирует выставку. Далее продвигает эту серию на Арт-рынке. Галерейный бизнес - это высокое искусство. Еще Энди Уорхол говорил, что создать бизнес - это искусство, а из искусства сделать бизнес - это наивысшее искусство.

DSCF2307.JPG

TOMS7463.JPG

Галерея Прогресса работает как продюсерский центр?

- Да. Мы видим тренды, понимаем, что актуально. На любой выставке из всех работ есть всего 2-3 шедевра. Их видим мы, их видят и люди. Именно их, как правило, и покупают. И это те работы, которые прославляют автора. Это касается и известных художников: Ван Гог, Дали, Моне.

К слову о Ван Гоге, почему многие художники обретают славу только после смерти?

- Такая уж у искусства судьба. Художник - это величайший эгоист в мире. И это заставляет его действовать. Он живёт с внутренним инсайтом, который рождается от того, как художник считывает окружающее его пространство и отражает его через картины. Настоящие художники – это самые честные проводники современности здесь и сейчас, они отражают время, своими произведениями они несут месседж, актуальный во времени, которое проживают и чувствуют. Например, гениальный наш земляк, художник Максим Синдерович, улавливая ситуацию вокруг, написал картину «Postmodern», точно отражающую ситуацию человека, живущего в современном обществе. Там изображены известные афористические сюжеты: вилами по воде, из мухи - слона, лапша на ушах и так далее. Или его триптих «Тур Капитала», где Мадонна с младенцем на руках - это беженка с ребёнком, которой подают милостыню пресыщенные жители технократического мира в костюмах офисных клерков. Во всём этом чувствуется современный контекст и неподдельное сострадание миру.

Как продаётся искусство на Вятке?

- Подлинные произведения искусства - очень плохо. Есть, что продавать, но некому. Народ в Кирове обеднел. Провести мероприятие или выставку и выйти по бюджету в ноль - это для нас хороший результат.

Галерея нерентабельна?

- Абсолютно! Это наш меценатский проект с Димой (Дмитрий Шиляев - супруг Натальи Пышко, известный музыкант, общественный деятель, директор компании по наружной рекламе. – прим. ред). Мы содержим Галерею на доходы от нашего рекламного бизнеса.

DSCF2311.JPG

TOMS7468.JPG

Закрываться не планируете?

- Нет. Мы сегодня как культурная площадка состоялись: нас знают, к нам ходят. Мы стараемся максимально наполнять пространство: проводим кинопоказы, лекции, встречи, мероприятия, продюсируем светские мероприятия - модные показы, например.

Кто ходит в Галерею?

- Много молодёжи, ходит и средний возраст, и даже пенсионеры. Они, кстати, часто у нас бывают.

Почему современное искусство ругают?

- Потому что оно актуальное, злободневное, часто балансирует на грани. В нём есть идея, которая срывает пелену с глаз и пробуждает социум от традиционного заточения ума. Новое искусство, востребованное – это fast-искусство. На него так же, как и на фаст-фуд, есть запрос времени. Например, граффити, ресайклинг, реди мейд, лэндарт, и даже картины из скотча. Всё это говорит о том, что всё быстро, хрупко, мобильно. Не всем это нравится. Хотя граффити спасло облик многих микрорайонов и городских пространств: гаражей, подземных переходов, промышленных зон, старых хрущевок.

В Галерею приходят братья Дорофеевы, Виктор и Юрий, им по 83 года, они показывают свою книгу о Грине, написанную, проиллюстрированную и свёрстанную ими самостоятельно. Они шутники и большие оптимисты. Издали 18 книг.
Вот знакомьтесь, братья Дорофеевы – основатели четвёртого мирового глобального направления живописного искусства – артнеоп (искусство неопределённости). Оно существует наряду с тремя другими — реализмом, гибридной живописью, абстракционизмом. Они войдут в историю Вятки. Мы сделали им в Галерее уже 8 выставок.

У вас очень много контактов, вы довольно известны в Кирове. У вас хорошая память на людей?

- Это моя работа и это моё предназначение, наверное. Люди приходят к нам сами, тянутся к нам, они скучают по живому общению. Моя задача как галериста - знать о художнике всё: где родился, учился, когда женился, особенности характера, у многих я бываю в мастерской или дома. Знаете, покупатели дорогих картин всегда интересуются историей жизни художника, они не купят работу, ничего не разузнав о художнике. А вообще, моя философия в том, что люди, которые по жизни к тебе приходят, это и есть твои мастера. Она дают мощный энергообмен, развивают, образовывают. За это я благодарна Галерее. Несмотря ни на какие тяжёлые времена.

DSCF2317.JPG

TOMS7500.JPG

Общение с творческими людьми требует особенного языка. Каковы его правила?

- Творческие люди очень тонкие, ранимые, с развитым эго, которое не всегда бывает конструктивным. Через творчество проходит много боли, невысказанного, катарсиса. Художник - величайший чужак в мире, он хорошо знает себя и ему никто не нужен, по сути его произведения не нужны никому. Он несёт свою ношу, свой манифест. Художник одновременно и ребёнок с утончённой, хрупкой, немного шизофреничной душой, и это нормальная реакция на двойственность мира духовного и материального. Потерять отношения с ним очень легко. Он может возненавидеть тебя навсегда. Ему нужно очень деликатно объяснить, почему мы берём на выставку те работы, в которых видим потенциал мы, а не те, которые хочет он.

Как продвигать художника на арт-рынке? Можно ли сделать его модным?

- Есть такая стратегия в галерейном бизнесе. На это уходят годы, это большой труд и труд художника тоже. Нужно быть ярким, экстраординарным, интересно одеваться, поддерживать определённый имидж, посещать светские тусовки, общаться с разными людьми, много работать. Не каждый художник к этому готов.

Почему вятское современное искусство стоит покупать?

- Когда-то картины молодого Ван Гога стоили 500 франков, и их никто не брал, потому что их не понимали. Сейчас его картины стоят миллионы долларов. Деньги пенсионного фонда Великобритании вложены в предметы искусства и антиквариат, который со временем только дорожает. Вы думаете, на улице нужно покупать картины? Там висит, извините, однотипная попса. Картины стоит покупать у специалистов в галереях, потому что там произведения, представляющие художественную ценность. Наши нувориши пока не понимают, что быть обладателем уникальной картины, единственной в мире, гораздо статуснее, чем ездить например на LandCruiser, на которых ездят тысячи, поэтому они вешают постеры в своих дорогих квартирах.

Расскажите, как появилась Галерея Прогресса?

- Это было начало кризиса, 2008 год. Мы вернулись тогда на душевном подъёме из Индии, прожили там 40 дней, по-другому смотрели на вещи. Нам предложили в аренду помещение на Горького, 5. Оно строилось как бомбоубежище, но его не достроили, развалился Советский Союз. Представьте зрелище: чернота, свисающие с потолка сосульки, валяющиеся лестничные марши… В помещении не было туалета, батарей, не было вентиляции. Стройка длилась 2 года, мы вложили в нее около 10 миллионов, продали две квартиры и взяли кредит в банке.

TOMS7473.JPG

TOMS7499.JPG

Не испугались? Не хотелось всё бросить?

- Хотелось! И даже сейчас периодически хочется это сделать. Но радость, которую чувствуешь от благодарности людей, эмоции, которые несёт ещё один сделанный концерт, выставка, кинопоказ, невозможно описать словами! 3а 7 лет работы мы сделали более 450 событий в области искусства: это выставки литографий шедевров мировой живописи, таких как Пабло Пикассо, Марк Шагал, Рене Магрит, Сальвадор Дали, Энди Уорхолл, Эгон Шиле, а также вятских художников, концерты, перформансы, фестивали, лекции, кинопоказы, поэтические вечера, театральные постановки. Всё это обогащает не только нас, но добавляет что-то драгоценное к целому культурному сообществу нашего региона. Согласитесь, одному радоваться грустно, а величайшее счастье - делать счастливыми других. Организовать художнику выставку - это как отпраздновать его день рождения в искусстве, это веха, этап его самореализации... Ради этого стоит делать арт-проекты и развивать Галерею.

Поговорим о личном? Вы счастливы в браке?

- Да. Мы как две батарейки в одной игре. Делаем одно дело, точнее, делает всё Дмитрий, я ему помогаю, поддерживаю во всем. Все решения принимает он. Он очень надёжный, настоящий, на него можно положиться.

Как вы познакомились?

- В киноклубе «Сталкер», ещё в школе. Эта была любовь с первого взгляда. Через какое-то время мы стали жить вместе.

Ваш самый смелый поступок?

- Родить в 19 лет. И открыть Галерею в 2010 году.

Как справляетесь со стрессом?

- Рисую в графических редакторах, гуляю по лесу, медитирую.

Ваша икона стиля?

- Марлен Дитрих, Грета Гарбо. Стиль 40-х годов. Тогда люди были самоотверженными и настоящими.

О чём мечтаете сегодня?

- Мечтаю поехать на океан. И мечтаю сделать наших художников богатыми и известными. Мы делаем для этого многое. Надеемся, со временем Киров включится в мировой культурный процесс, и картины будут покупаться не только потому, что подходят к интерьеру, но и потому, что задевают какие-то глубокие струны человеческой души.

TOMS7437.JPG

В субботу, 1 апреля, Галерея прогресса отметит свой седьмой по счету день рождения. В честь этого целый день, с 12:00 до 22:00, в там будут проходить увлекательные мастер-классы, лекции, концерты и тренинги. Вход свободный. Подробнее об этом в нашем дайджесте.

Оригинал
Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Комментарии отсутствуют
Пожалуйста ответьте на вопрос, который Вы видите на картинке.