О чем будет напоминать памятник преподобному Трифону?

17.11.14
Александр Балыбердин
протоиерей
Во время XIX Свято-Трифоновских чтений власти Кировской области и г. Кирова обратились к общественности с предложением установки памятника преподобному Трифону Вятскому Чудотворцу. Установить памятник планируется в сквере на пересечении улиц Московской и Ленина напротив Центральной гостиницы. Почему это важно? Чем примечательно это место? Какое значение имеет это событие для Вятской Земли? На эти и другие вопросы отвечает благочинный Первого Вятского благочиния, кандидат исторических наук, протоиерей Александр Балыбердин.

- Отец Александр, какой вопрос в дискуссии о памятнике преподобному Трифону Вятскому Вам кажется наиболее важным?

- Думаю, что, как и в любом большом и важном деле это вопросы – почему и зачем? Зачем этот памятник нужен городу, и, если нужен, то почему бы его не установить самой Церкви? Зачем вовлекать в эту инициативу простых горожан и городские власти, когда вокруг, казалось бы, столько неразрешенных проблем? Опыт показывает, что, как только обсуждение доходит до этого вопроса, а это происходит весьма быстро, как тут же противники начинают загибать пальцы, перечисляя все, что, по их мнению, должны сделать для лучшей жизни городские власти: привести в порядок дороги и тепловые коммуникации; отремонтировать, а хорошо бы и построить новые школы и больницы; переселить людей из ветхого жилья…

Перечислять задачи можно без конца, но никто и не говорит, что это неважно. Тем не менее, наличие проблем в городском хозяйстве, вовсе не означает, что ради замены водопроводных труб надо перестать финансировать библиотеки, закрыть театры и музыкальные школы или втридорога продать памятник Ленину с аукциона Сотби. Сама мысль об этом может показаться кощунственной. Значит, дело не в проблемах, которые всегда были, есть и будут, и не в средствах, которых всегда не хватает. Вопрос в том, что мы считаем проблемой, и на что мы готовы потратить наше время, силы и деньги.

- То есть вопрос о наших приоритетах? О том, что для нас является наиболее важным?

- Именно так. Отвечая на этот вопрос, многие люди вправе сказать, что не меньшей проблемой, чем состояние городского хозяйства, является состояние души человека, его способность или, наоборот, неспособность любить Бога и ближнего и освящать этой любовью, как свою жизнь, так и жизнь своей семьи, города и даже целой страны. Хочу подчеркнуть, речь идет не только о знаниях, умениях и навыках или, как сейчас модно говорить, «компетенциях» или «уровне менеджмента», а именно о любви. Как однажды сказал один мой  знакомый: «Проблема не в том, что мало здоровых и умных, а в том, что мало добрых. Если здоровые и умные были еще и добрыми, мы жили бы иначе».

Действительно, можно собрать с жильцов деньги и потратить их на ремонт подъезда, но, если в нем живут люди, которые не любят своих соседей и поэтому пишут на стенах, гасят окурки о подоконники и поджигают газеты в почтовых ящиках, то вам придется собирать деньги и ремонтировать подъезд каждый год, но чистым и красивым он все равно не будет. Также и город. Вот и получается, что недостаток любви куда страшнее нехватки денег. Как и писал об этом Апостол Павел – без любви все превращается в ничто (ср. 1 Кор. 13, 2).

- Но при чем здесь памятник преп. Трифону?

- А вот здесь и начинается самое интересное. Что мы знаем о преподобном Трифоне? Помню, как несколько лет назад я разговаривал по телефону с одной женщиной и пригласил ее прийти в Трифонов монастырь, и она меня спросила: «А где это?». Я объяснил, а затем поинтересовался: «Наверное, Вы недавно приехали в Киров?». На что она с долей обиды произнесла: «Что Вы! Я коренная кировчанка». Получается, что, родившись в областном центре и прожив в нем многие годы, она так ни разу и не побывала в Трифоновом монастыре.

- Наверное, это все-таки исключительный случай?

- Надеюсь. Тем более что с того случая уже прошло немало лет, за которые многие жители города узнали, где находится Трифонов монастырь, а также, что именно в этом монастыре когда-то появились первые на Вятке библиотека, школа и больница, именно здесь возникли вятское летописание и иконопись. Не говоря уже о самом архитектурном комплексе и удивительной красоты Успенском соборе, войдя в который, гости неизменно говорят, что «в городе с названием Киров они не надеялись увидеть ничего подобного».

Очевидно, что без преподобного Трифона все этого не было бы. Поэтому память о нем следовало бы увековечить даже в том случае, если бы его вклад в жизнь Вятской земли ограничился только созданием первого на Вятке монастыря, неразрывно связанного тысячами нитей ее с культурой, наукой, здравоохранением, образованием, искусством и даже коммунальным хозяйством, так как первый в нашем крае водопровод когда-то появился также в Трифоновом монастыре.  Все это – плоды деятельности преподобного  Трифона. Думаю, что, перелистав все книги по истории Вятского края, трудно будет найти человека, который смог оказать на его жизнь столь всеобъемлющее влияние. Тем не менее, все это – лишь верхушка айсберга. Подлинное значение и масштаб личности преподобного Трифона куда больше. Но, чтобы оценить их, мы должны вернуться к разговору о любви.

- Потому что, «самого главного глазами не увидишь», и по-настоящему «зорко одно лишь сердце»?

- Именно так. Не надо забывать, что Трифон был не только строителем, но, прежде всего,  монахом и христианином. Поэтому и мысль, к которой он пришел через все испытания своей жизни, пережив изгнание из основанного им монастыря, вернувшись на Вятку и простив своих обидчиков, эта мысль была глубоко христианской. В завещании братии монастыря, которое, по сути, адресовано всем нам, преподобный Трифон писал не о монастырских угодиях или рыбных ловлях, а любви: «И я вас молю, Бога ради и Пречистой Богородицы, между собою духовную любовь имейте. Без нее никакая добродетель не совершенна перед Богом».

Таким был главный вывод всей его многотрудной жизни, всех его трудов и подвигов – ни в церковной, ни в обычной мирской жизни нет ничего выше и важнее любви. А, если это так, то именно духовная любовь к Богу и ближнему и должна быть нашим главным приоритетом, а ее отсутствие или недостаток являются той самой главной проблемой, на решение которой не надо жалеть ни времени, ни сил, ни средств. Думаю, что именно об этом и должен, прежде всего, напоминать памятник преп. Трифону, который будет установлен в сквере напротив Центральной гостиницы.

- Как возникла идея установки памятника преп. Трифону?

- Это предложение было внесено еще в 2010 г., когда Вятская земля готовилась отметить 400-летия его преставления. Тогда было предложено три возможных места: в самом Трифоновом монастыре, с южной стороны Успенского собора; напротив здания главного фасада администрации г. Кирова, с другой стороны ул. Карла Маркса, и в сквере напротив Центральной гостиницы, которое, в конечном итоге, выбрал для памятника митрополит Хрисанф.

- Многие еще помнят, каким еще недавно этот сквер был заросшим и заброшенным. Сегодня же, благодаря идее установки памятника преподобному Трифону и заботой городских властей, он удивительно преобразился. Но почему было выбрано именно это место? 

- Предпочтение скверу возле Центральной гостиницы было отдано по двум причинам. Во-первых, в конце XVI – начале XVII вв. это место уже  находилось в границах города. Сам преподобный Трифон здесь не раз бывал, ходил по этим улицам, навещал горожан, молился в находившихся здесь храмах. Так Дозорная книга 1615 г. сохранила упоминание о «студеной церкви Покрова Пресвятой Богородицы», которая в 1709 г. была возведена в камне на том самом месте, где будет установлен памятник преподобному. Сегодня этот красивый храм можно увидеть на старых фотографиях да еще на полотне диорамы, посвященной установлению в г. Вятке советской власти, усилиями которой он был разрушен.

- Как и почему это произошло?

- Произошло это во второй половине 1930-х гг. Тогда в дом на перекрестке улиц Ленина и Коммуны, где ныне располагается Центральная поликлиника, въехал Кировский обком ВКП (б), из окон которого открывался дивный вид на старую Вятку с ее соборами, храмами и монастырями.  На месте Центральной гостиницы располагался Воскресенский собор; справа от него, на месте сквера – Покровская церковь; чуть дальше, в створе улицы Коммуны возвышалась величественная колокольня Кафедрального собора Святой Троицы: справа от нее – колокольня Спасского собора, Стефановская церковь и дивной красоты Александро-Невский собор. Спустя всего лишь пять лет после переименования Вятки в Киров все это было уничтожено. Причем решения, как о закрытии церквей, так и об арестах и расстрелах несогласных принимались именно здесь, в здании обкома партии, напротив бывшей Покровской церкви. Пусть установленный в этом месте памятник преп. Трифону напомнит нам об этих храмах и о том, что нелюбовь никогда не бывает без наказания, то есть без наказа – вразумления от Бога.  

- Что Вы имеете в виду?

- Из истории мы знаем, что когда-то хлыновцы изгнали самого преподобного Трифона, после чего вскоре вся страна погрузилась в Смуту. Также было в конце 1930-х гг., когда вслед за разрушением храмов и массовыми репрессиями, наша страна прошла испытание Великой Отечественной войной. Таковы уроки истории, которые подтверждают старую истину, что без любви все превращается в ничто.

Тогда, четыре века назад, преподобный Трифон нашел в себе силы вернуться в Хлынов, а его гонители нашли в себе силы покаяться в грехе нелюбви, быть может, самом страшном и тяжелом, приняли своего наставника и, после его праведной кончины, благоговейно хранили память о нем. Также и беззакония советских лет требуют покаяния, то есть, в буквальном переводе с греческого, перемены ума и, как результат, перемены всей жизни. Причем не на словах, а на деле.

Одним из таких дел и должна стать установка памятника преподобному Трифону, а тому, что пример в нем подают городские власти можно только радоваться. Значит, и они тоже понимают, что не одним хлебом живет человек (Втор. 8, 3). Следовательно, и заботиться надо не только о дворах и дорогах, но и о душах людей. И, понимая это, показывают нам добрый пример, предлагая увековечить память о вятском подвижнике, превратившем свою жизнь в подвиг любви к Богу и ближнему.

- Как же относиться к тем, кто этого не понимает?

- Как и учил преподобный Трифон – с любовью.

Автор: Лидия Вадимова

Источник
Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
17.11.2014, 18:12Алекс
Лицемеры...Дети голодают,мёрзнут,живут в аварийном жилье,безработица ,наркомания ,алкоголизм процветают,люди ко врачам не могут попасть(на кладбище раньше времени "уезжают") из за того что вся медицина бесплатная уничтожена,а у этих сказочных д.....в только одно на уме..Ответить
18.11.2014, 10:28Горожанин
Очень хорошее интервью. Не одним хлебом живет человек. Делайте добрые дела и жить будет приятно и комфортно!!Ответить
12.02.2015, 23:09Сельский житель
Приятно и комфортно...рядом с умирающими стариками,которым не оказывают никакой помощи, рядом с равнодушием, лицемерием,закройте глаза, заткните уши...и живите приятно...комфортно...Ответить
Пожалуйста ответьте на вопрос, который Вы видите на картинке.