Взятка

19.09.14
Ян Чеботарев
юрист
Короткий рассказ на основе реальных событий. Все написанное является правдой от последнего до первого слова. Ну - и наоборот, конечно,тоже.

Думается мне, что для любого чиновника взятка есть событие нетиповое, особенно если чиновнику 22 года и на службе он находится год с небольшим. Это потом, для некоторых, взятки становятся обыденностью и не вызывают уже в душе никаких движений, разве что сладко-щемящие ожидания дальнейших подношений

Я расскажу, как давали взятку мне. Поделюсь, так сказать, опытом.
Дело было в далеком уже 1994 году, еще тогда когда я служил на благо Родины в звании младшего лейтенанта, тогда инспектора таможенной службы 3 ранга, и занимал должность инспектора досмотрового отдела Кировской таможни.
Практически самое начало это было моей таможенной карьеры. 
Наш отдел –это было что-то, я вам скажу.

Досмотровый отдел любой таможни был и есть самой что ни на есть передний край. Передовая с завесой пороха, пыли, грязюки, мата, слез, человеческих трагедий и прочего мало приятного. Есть конечно и обратное, дружба, взаимовыручка, плечо товарища. 

«Чемоданопотрошители» и «контейнеровскрыватели» всегда будут глазами таможенной службы. Без них вся служба слепа и глуха. Именно простые досмотровики видят то, что везут машины, что действительно находится в вагонах, что положено в контейнер, ну и как себя при досмотре ведет владелец груза. Психология. Да-с. 

Было заведено правило, давным-давно, еще с советских времен, по которому на досмотр должно выезжать два сотрудника досмотрового отдела. И для безопасности, нашей, конечно, ну и для спокойствия начальства – двоим меж собой, ежели что, договориться сложнее. 

Работало нас тогда в досмотровом отделе всего-ничего. Раз- Пал Анварыч Бешляглый (золото – не человек, у него отдельная история, потом как-нибудь поведаю), Два- Николай Морогов (бывший военный, вертолетчик, сложный чел, прозвище «Терминатор», не из-за характера и особой строгости, а в связи с последствиями давней военной травмы и некоторым количеством титановых пластин в организме), Три- Роман Морозов (моего возраста парень, весельчак, с искрой в глазах, но по-доброму), ну и я. Итого получается четыре головы, восемь глаз – две пары ног. В обычные дни так мы и ездили, по двое, двумя парами. 

Съездили, посмотрели, пломбы положили, вернулись – акт досмотра написали, в отдел оформления отдали, отчитались. Получается, что одновременно два досмотра можно было сделать. 

В день – 2 выезда, всего 4 досмотра. Маловато. Когда справлялись-ладно, когда не справлялись - приходило идти на нарушения и ехать в одиночку, брали с собой охранника свободного и - впрерёд. Оно конечно поспокойнее, всеж не один, но вот помощи от него – чуть. Приходилось все самому. Стоит себе в игрушки играет, или книжку читает.

И вот, в конце сентября далекого 1994 года поехал я таким образом в стольный город Слободской, вернее куда-то в окрестности. Приехал к нам в таможню на Корчагина мужчина южных кровей, то ли узбек, то ли таджик, не помню уже. Объявил, что у него груз тарной дощечки. Будет грузиться в машину, вот вам документы, 20 копеек пошлины государству, давайте поедем - пломбу мне на машину прицепите.

О-о-о, таможенная пломба, это волшебная вещь. Она всем нужна. Она позволяет не опасаться беспредела гаишников, на границе машину с пломбой внутренней таможни не вскрывают – проверяют только цел ли этот кусочек свинца с выдавленной птичкой, а на обратной стороне крестиком и номером. А как трепетно относятся к этому символу сами водители, это нечто. Они пломбу кутают как младенца, не дай боже, оторвется, упаси боже испачкается или потрется. Что тогда делать? Ну тут государство помогло – за порченную пломбу – штраф не малый, по статье «Нарушение средств таможенного обеспечения», а еще «Уничтожение, повреждение таможенных пломб и знаков», а еще… Не помню ужу, но много всяких бед грозило водителю за потерю пломбы. Как специально в 93-94 годах вешали их на что попало, веревочки, тонюсенькие проволочки и сор всякий. Это потом пошла сталистая крепкая отожженная проволока двойного плетения, тоненькая, мягкая, но –прочная, не оторвать. Ну и пломбы научились ставить, конечно.
Так, о чем это я?

Ага. Слободской.

Подгоняет товарисч машину, нас везти, такая вот почетная обязанность у грузовладельцев- возить таможенников на досмотр, мы выходим.
Ну вот, грузимся мы в машину к гостю с юга, едем, он по пути балагурит, веселиться. Про семью рассказывает, мал-мала-меньше, про себя, выясняется, что зовут его Селим, он любит Россию, у них на родине дерева нет, а ящики под фрукты нужны, так вот они к нам и приехали. 

Едем. Едем долго, куда непонятно. Слободской проехали, поворот на повороте, приехали, какая-то база. Выходим, идем. Нас ведут к машине, КАМАЗ вполне себе целый, с кузовом, а весь кузов забит тарной дощечкой в связках.
Упс, приехали.

Тут дело в чем - цель досмотра состоит в контроле за тем, чтобы в транспортное средство, отправляемое за границу, не напихали ничего лишнего, кроме того, что указано в декларации.

Вот он тарную дощечку задекларировал, свои 20 копеек государству отдал, а вдруг там бомба? Или еще чего хуже – цветной металл, а может деньги в мешках? Про деньги, кстати, не выдумал, такое тоже было. 17 мешков денег – это надо сказать зрелище! Если я в Кирове пломбу на машину повещу, кузов ему опечатаю, на границе его снова досматривать не будут, просто документы проверять и отпустят. 

Посему граница –она здесь, в Кирове. Вот так. У нас и с Америкой здесь граница, и с Францией, и с Зимбабвой тож.

Ну вот, досмотр сорван. Налицо нарушение таможенных правил «Погрузка без разрешения», не расстрел конечно, но штраф немалый. 
Селиму предлагается машину выгрузить, продемонстрировать пустой кузов и снова ее загрузить, уже при нас. Дурость скажете? Что дощечки не видали? Ну-ну. Идем дальше. 

Селим, как водится, извиняется, валит все на каких-то рабочих, которые нас не дождались, все погрузили и сами домой ушли. 

- Ехать надо, вай, нащальника, давай вешай пломбу и поедем. Всем хорошо будет, тебе нам, всем. Только дощечка, ничего больше. 

Мамой правда не клялся.

Удивляюсь я проворности людской. Покуда он всю эту речь мне произносил, местами сбиваясь на родной язык, я чувствую его руку у себя в кармане. Был я в плащике, так он мне как-то в карман боковой залез и там шарит. Ну я на автомате его по руке в моем кармане – хлоп! Там же сигареты, зажигалка – вот ведь, прет не теряет время зря! Он руку из кармана выдергивает, я лезу туда…. Нащупываю какие-то бумажки. Вытаскиваю – мать моя, женщина, пачка денег. Не помню ужу номинал, но не рубли. Большая пачка, настоящих-денег, наших российских рублей, не теньге какие-нибудь. Взятка! Селим лопочет что-то про благодарность, обычай.

Нда. Ситуация. Связи нет, только пейджер в кармане. Не позвонишь, не сообщишь, подмогу не вызовешь, я проверял, неудобно по пейджеру звонить.. 
Ну деньги я ему конечно отдал, отругал. Про то, что надо как-то это все оформить как взятку, Селима к уголовной ответственности привлечь – не подумал. Велел машину закрыть и двигаться к таможне на склады «Вяткаагроснаб», у нас с ними договор был. Наврал чего-то, что там мы машину рентгеном просветим и разными газоанализаторами понюхаем, чтобы, значит, убедиться, что ничего там кроме дощечки и нет. Погрустнели молодцы, но после ситуации с деньгами в кармане – спорить не решились. Поехали. Приволок я их на склады, а там уже телефон есть – с начальством связался, репетовал о случившемся раз десять. Набежало подмоги – человек десять. Всем понятно, что чего-то нечисто. Опять же может медаль какую дадут.
Поставили машину под разргрузку, грузчики выгружают, мы стоим- смотрим.
Пол-машины выгрузили уже, Селим ужом вьется: 

- Давай начальник отпускай, ничего нет, темнать скоро будет, как поедем? 
- Ага, счаз!

Грузим дальше.

Есть, нашли!

Примерно в половины машины пошел контрабандный товар. Целая автолавка. Коробка часов женских золотых (штук 300), какие-то сапоги кирзовые, коробки с обувью, водки 10-12 коробок, ширпотреб всякий – в общем много всего.
Ладно, машину выгрузили. Вот он кузов пустой, даже подмели нам там. Спасибо, приятно работать.

Ну, раз такие дела – деньги в карман суют, хрень всякую в машину грузят, да еще ее маскируют – надо проверить, что мы нашли действительно все. Не забыли чего. Опять же умнее будут.

Приволакиваем все имеющиеся в наличии досмотровое оборудование, а это, я вам скажу, много вплоть до дофига. Церкальца, шупы, металлодетекторы, анализаторы наркоты, интроскоп (по-моему так называется, такая кишка с окуляром, позволяющая заглянуть за угол, ну или в щель какую), пила, топор и пр.

Нукштож. Устроим учения по полной программе. 

В общем, при виде всего нашего богатства, Селим уже душу начал предлагать в заклад того, что ничего больше нет.

Проверим, проверим.

Начали проверку. Проверили бак, интроскоп пригодился. Проверили стены кузова металлодетектором. Звенит. Разобрали часть обшивки. Проверили пустоты. Залезли в двигатель. Вроде все чисто. Проверять пустоты в самом двигателе, снимать крышку блока цилиндров, не стали. 

В общем, в течении полутора часов занимались исследованиями транспортного средства на предмет недозволенных вложений, но все обошлось.
В целом день был вполне себе насыщенный. Запомнился на всю жизнь в подробностях. Все-таки первая попытка дать мне взятку. Было и еще. И не взятки, а так. Бутылка грузинского вина – это же не взятка? А две? Об этом я расскажу тоже. 

Будет называться «Настоящее Грузинское вино».

Источник
Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Комментарии отсутствуют
Пожалуйста ответьте на вопрос, который Вы видите на картинке.